Двигатель ВАЗ

Устройство двигателя:
Снятие и установка двигателя
Разборка и сборка двигателя
Ремонт двигателя
Регулировки двигателя
Деталировка двигателя

 
 

Колонка рулевого


Карбюратор 21053-1107010

Карбюратор 21053-1107010 эмульсионного типа, с падающим потоком. Карбюратор имеет сбалансированную поплавковую камеру, систему отсоса картерных газов за дроссельную заслонку, блокировку второй камеры. В карбюраторе имеются две главные дозирующие системы первой и второй камер, система холостого хода первой камеры с переходной системой, переходная система второй камеры, экономайзер принудительного холостого хода, экономайзер мощностных режимов, диафрагменный ускорительный насос с механическим приводом и диафрагменное пусковое устройство.

Карбюратор 21053-1107010

При пуске и прогреве холодного двигателя рукоятку управления пусковым устройством вытягивают на себя до упора. При этом рычаг 4 управления воздушной заслонкой 5 поворачивается против часовой стрелки, расширяющийся паз освобождает штифт рычага 6 воздушной заслонки и заслонка за счет возвратной пружины 7 удерживается в закрытом положении. Наружная кромка Г рычага 4 нажимает на регулировочный винт 10 приоткрывания дроссельной заслонки 12 первой камеры на необходимую величину. При проворачивании коленчатого вала стартером возникающее при этом разрежение передается в отверстия и каналы системы холостого хода и распылитель главной дозирующей системы. Под действием разрежения топливо будет интенсивно истекать из отверстий системы холостого хода и главной дозирующей системы. Одновременно разрежение создается в рабочей полости диафрагмы 1 пускового устройства, но оно недостаточно, чтобы преодолеть сопротивление возвратной пружины. В момент появления устойчивых вспышек разрежение возрастает, под действием которого диафрагма 1 со штоком 3 втягивается и шток 3 за штифт рычага 6 приоткрывает воздушную заслонку 5. Регулировочный винт 2 позволяет регулировать величину приоткрывания воздушной заслонки, которая должна быть 3,0 мм между нижней кромкой заслонки и стенкой входной горловины при условии, что рычаг 4 повернут против часовой стрелки до упора.

Пусковое устройство 21053-1107010

Воздушная заслонка при пуске и начале прогрева двигателя приоткрывается и закрывается автоматически, не допуская чрезмерного обогащения или обеднения смеси. По мере прогрева двигателя воздушную заслонку полностью открывает возвратом рукоятки управления пусковым устройством в исходное положение.

Холостой ход 21053-1107010

На режиме холостого хода дроссельная заслонка прикрыта, при этом щель 8 переходной системы первой камеры находится над верхней кромкой заслонки. Воздушная заслонка открыта полностью. Разрежение через отверстие холостого хода, регулируемое винтом 9 качества смеси, передается в каналы системы холостого хода и топливный жиклер 2. Под действием разрежения топливо, поступающее в эмульсионный колодец через главный топливный жиклер 7, поднимается к топливному жиклеру 2, частично смешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер 3, вторично смешивается с воздухом из воздушной щели 8 переходной системы и в виде эмульсии поступает под регулировочный винт 9 в задроссельное пространство карбюратора.

Разрежение в малом диффузоре недостаточно и топливо из распылителя главной дозирующей системы не поступает.

Экономайзер принудительного холостого хода отключает подачу топлива через систему холостого хода на принудительном холостом ходу двигателя (при торможении автомобиля двигателем, когда педаль управления дроссельными заслонками отпущена, а сцепление не выключено). На режиме принудительного холостого хода дроссельные заслонки закрыты, а частота вращения коленчатого вала превышает частоту вращения на холостом ходу.

Экономайзер включает в себя концевой выключатель, установленный на регулировочном винте количества смеси холостого хода, электромагнитный запорный клапан 9 , электронный блок управления и электрические провода подсоединения приборов. Экономайзер будет работать только при отпущенной педали управления дроссельными заслонками. В этом случае рычаг 1 привода дроссельных заслонок упрется в концевой выключатель и замкнет его на "массу". В процессе пуска холостого двигателя концевой выключатель не будет соединен с "массой", так как дроссельная заслонка будет приоткрыта.

Электронный блок управления подает питание на обмотки электромагнитного запорного клапана 9, пока частота вращения коленчатого вала на принудительном холостом ходу не возрастет и не превысит 1900 мин-1. При более высокой частоте вращения питание обмотки клапана прекращается и клапан 9 перекрывает подачу топлива. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала до 1700 мин-1 вновь блок управления подает питание на клапан Р, возобновляется подача топлива и двигатель выходит на режим холостого хода.

Для получения информации о частоте вращения коленчатого вала электронный блок управления подключается к катушке зажигания.

На режимах дросселирования работает в основном первая смесительная камера, которая обеспечивает работу двигателя в широком диапазоне. При этом необходимый состав горючей смеси обеспечивается совместной работой главной дозирующей системой первой камеры и системой холостого хода с переходной системой.

Главная дозирующая система 21053-1107010

По мере открытия дроссельной заслонки первой камеры щель переходной системы попадает под действие разрежения и перестает работать в качестве воздушного жиклера. Через нее также начинает поступать топливо-воздушная смесь. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки разрежение в распылителе 2 увеличивается, топливо в эмульсионном колодце начинает повышаться, при достижении отверстий в эмульсионной трубке захватывается воздухом, поступающим через жиклер 1, и увлекается в распылитель. С этого момента начинается совместная работа этих систем.

Эконостат и экономайзер 21053-1107010

Экономайзер мощностных режимов устраняет колебания качественного состава горючей смеси при пульсации всасывания, а также обогащает горючую смесь, когда уменьшается разрежение при значительном открытии дроссельной заслонки 5.

Всасывание смеси в двигатель является прерывистым, пульсация его будет тем сильнее, чем меньше частота вращения коленчатого вала двигателя и меньше число цилиндров. Пульсация передается и в распылитель главной дозирующей системы. При этом снижается эффективность автоматического регулирования состава смеси главной дозирующей системы.

Экономайзер срабатывает при определенном разрежении под дроссельной заслонкой 5. Шариковый клапан 8 закрыт, пока диафрагма 7 удерживается разрежением. При уменьшении разрежения под действием пружины под диафрагмой откроется клапан 8. Топливо через шариковый клапан будет поступать в эмульсионный колодец первой камеры и далее через распылитель в смесительную камеру, выравнивая состав горючей смеси. Экономайзер будет обогащать также горючую смесь и в других случаях, когда снижается разрежение под дроссельной заслонкой 5.

При максимальной мощности двигателя, когда дроссельная заслонка первой камеры откроется более чем на 2/з своей величины, рычагом 14 будет принудительно открываться и дроссельная заслонка второй камеры.

При полном открытии дроссельных заслонок разрежение в каналах системы холостого хода и переходных систем падает, а в малых диффузорах возрастает, в результате чего топливовоздушная смесь интенсивно истекает из распылителей главных дозирующих систем. Вследствие наличия главных воздушных жиклеров, имеющих большие проходные сечения, а также больших проходных сечений распылителей и каналов разрежение в эмульсионных колодцах все же остается меньшим, чем разрежение у выходных отверстий переходных систем и системы холостого хода. Поэтому система холостого хода и переходные системы работают как топливные и переобеднения смеси не происходит. Однако количество топлива, поступающего на этом режиме через упомянутые системы, незначительно.

Ускорительный насос 21053-1107010

На режиме разгона автомобиля ускорительный насос обогащает горючую смесь впрыскиванием дополнительной порции топлива в воздушный поток, проходящий через карбюратор. В рабочую полость насоса топливо поступает из поплавковой камеры через обратный шариковый клапан 8. При резком открытии дроссельной заслонки 7 кулачок 6 воздействует на рычаг 5, который сжимает пружину в телескопическом стакане диафрагмы 3. Разжимаясь, пружина плавно перемешает диафрагму, чем обеспечивает затяжной впрыск топлива через канал в клапан 2 и далее через распылители 1 в обе смесительные камеры.

Кулачок 6 имеет специальный профиль, обеспечивающий двойной впрыск. Причем второй впрыск совпадает с началом открытия дроссельной заслонки второй камеры.

Привод управления карбюратором

Привод управления карбюратором ВАЗ

Привод управления карбюратором рычажный. Дроссельная заслонка открывается от педали 9 , которая крепится на рычаге валика 12. Валик устанавливается в двух кронштейнах 13, которые крепятся на щитке передка кузова. К валику приварены рычаги 11 и 14. Действие рычага 14 передается на продольную тягу 2, промежуточный двуплечий рычаг 15, поперечную тягу 1 и далее на рычаг привода дроссельной заслонки. Тяги 1 и 2 имеют пластмассовые регулируемые наконечники.

Воздушная заслонка управляется рукояткой 6, которая соединяется тягой 4 с рычагом привода воздушной заслонки. Оболочку тяги 4 крепят на крышке пневмопривода дроссельной заслонки второй камеры. При полностью вытянутой рукоятке воздушная заслонка должна быть закрыта, а при утопленной полностью открыта.

Выпуск отработавших газов

Выхлопная система ВАЗ

Выпуск отработавших газов производится через выпускной коллектор, приемную трубу 2 , дополнительные 5 и 6 и основной 7 глушители. Указанные узлы соединяются вдвиганием труб одна в другую. Одна из труб имеет развальцованный конец с двумя продольными диаметрально расположенными прорезями. Крепление труб обеспечивается стяжными хомутами.

Приемная труба состоит из фланца, двух труб и газоприемника, сваренного из двух штампованных половинок и закрытого с обеих сторон асбестовыми теплоизолирующими прокладками и тонкостенными защитными кожухами. Подобную теплоизоляцию имеют также все глушители. Приемная труба крепится к выпускному коллектору четырьмя латунными гайками, а также к кронштейну 3 коробки передач. Между приемной трубой и коллектором устанавливается уплотнительная прокладка, изготовленная из асбеста, армированного перфорированной стальной лентой.

Дополнительный и основной глушители изготавливаются из штампованных полукорпусов, соединяемых роликовой и точечной сваркой, перфорированных труб и перегородок. При этом полукорпусы, перфорированные трубы и выпускная труба основного глушителя изготавливаются из нержавеющей стали, а детали дополнительных глушителей, их труб и приемная труба - из обыкновенной углеродистой стали.

Глушители крепятся к полу кузова при помоши резиновых ремней за проушины основного глушителя и резиновых подушек 8 в зоне передней и выпускной труб основного глушителя.

На автомобилях ВАЗ-21033, -21035, -21063 система выпуска отработавших газов имеет только по два глушителя - основной и дополнительный. Конструкция их аналогична вышеописанным.

В начало страницы