Трансмиссия ВАЗ

Сцепление:
Коробка передач
Карданная передача
Главная передача, дифференциал
Деталировка трансмиссии

 
 

Колонка рулевого


Устройство и работа сцепления

На автомобилях ВАЗ применяются двигатели разной мощности и для передачи различных крутящих моментов на ведущие колеса автомобиля используются два типа сцепления: 2103 и 2121. Первый тип сцепления применяется на автомобилях, укомплектованных двигателями с рабочим объемом 1,2; 1,3; 1,5 л, второй тип - на автомобилях, имеющих двигатели с рабочим объемом 1,6 л. Для отличия ведущих частей сцепления на сцеплении 2121 выполнена метка в виде отверстия диаметром 6 мм в одной из прорезей лепестка нажимной пружины. Отличаются также и ведомые диски, как по форме, так и по ширине фрикционных накладок. У сцепления типа 2103 ширина фрикционных накладок 29 мм, у сцепления 2121 -35 мм, и они приклепываются большим количеством заклепок. Поэтому сцепления моделей 2103 и 2106 невзаимозаменяемы.

Сцепление состоит из ведущей и ведомой частей и гидравлического привода. Ведущая часть сцепления выполнена неразборным узлом, который крепится к маховику 6 болтами 8. В нее входят: кожух 1 сцепления, нажимной диск 4 и нажимная пружина 2. Ведомой частью сцепления является ведомый диск 5, расположенный между маховиком и нажимным диском. К ведомому диску приклепаны две фрикционные накладки, а сам диск соединяется со своей ступицей через элементы гасителя крутильных колебаний (демпфера). Гидравлический привод состоит из педали 15, главного 1 и рабочего 22 цилиндров и трубопроводов.

При выключении сцепления вместе с педалью 15 перемещаются толкатель 16 и поршни 6 и 8, сжимая пружину 23. При этом переднее уллотнительное кольцо 20 перекрывает компенсационное отверстие 2 и полость цилиндра разобщается с бачком. Под давлением поршня жидкость через трубопроводы поступает в полость рабочего цилиндра, перемещая поршень 13 и толкатель 4. Вилка 3 поворачивается относительно шаровой опоры 2 и перемещает муфту подшипника 1 выключения сцепления. Подшипник давит на упорный фланец 14, через который прогибает нажимную пружину на опорных кольцах 17. Наружная кромка пружины через фиксаторы отводит нажимной диск от ведомого диска и передача крутящего момента на коробку передач прекращается.

При отпускании педали все детали привода сцепления возвращаются в исходное положение под действием пружин. Уплотнительное кольцо 20 отходит от компенсационного отверстия 2, восстанавливая сообщение полостей главного цилиндра и бачка. Под действием нажимной пружины нажимной диск прижимает ведомый диск к поверхности маховика. За счет сил трения крутящий момент от ведущей части сцепления передается на ведомый диск и через элементы демпфера на первичный вал коробки передач.

В начало страницы