Управление ВАЗ

Рулевое управление
Тормозная система
Деталировка управления

 
 

Колонка рулевого


Вакуумный усилитель тормозной системы ВАЗ

Устройство и принцип действия. Вакуумный усилитель крепится к пластине кронштейна педалей сцепления и тормоза на четырех шпильках 6 с гайками, а главный цилиндр - к вакуумному усилителю на двух шпильках 26. Между корпусом 2 и крышкой 4 зажат наружный поясок резиновой диафрагмы 23, которая делит усилитель на вакуумную А и атмосферную E полости. Вакуумная полость через шланг с наконечником 29 и клапаном 30 соединяется с впускной трубой двигателя. Внутри вакуумного усилителя расположен пластмассовый корпус 22 клапана, хвостовик которого на выходе из корпуса вакуумного усилителя герметизируется уплотнителем 18. Он установлен в гнезде корпуса усилителя и поджимается к отбортовке гнезда дистанционным кольцом 7, которое запирается стопорным кольцом 19. Для защиты хвостовика от загрязнения на отбортованную часть корпуса усилителя и на хвостовик корпуса клапана надевается гофрированный защитный колпачок 12 со стальной обоймой 13. В корпусе 22 клапана размещены буфер 21, поршень с толкателем 14, резиновый клапан 9, пружины 16 и 17с опорными чашками 8 и 11 и воздушный фильтр 15. В выточку поршня 5 заходит упорная пластина 20, другой конец которой упирается в поясок диафрагмы 23, что предотвращает ее выпадание. Эта пластина фиксирует в корпусе 22 поршень в сборе с толкателем 14 и клапаном 9. В буфер 21 упирается шток 3 привода поршня главного цилиндра. На выходе из корпуса вакуумного усилителя шток обжимается уплотнителем 25, который поджимается обоймой 27 к гнезду корпуса 2, создавая необходимую герметичность корпуса усилителя. В торцовое отверстие штока ввернут болт 28, которым регулируется выход штока из корпуса усилителя (1,25-0,2 мм). Шаровая головка толкателя 14 обжата в гнезде поршня.

Вакуумный усилитель тормозной системы

Резиновый клапан 9 собран на толкателе 14. Подвижная головка клапана, усиленная шайбой, поджимается пружиной 17 через опорную чашку 8 к заднему торцу поршня 5 (при полном растормаживании). Для подвижной головки клапана в корпусе 22 имеется седло. Неподвижный буртик клапана поджимается пружиной 16 через опорную чашку 10 к внутренней стенке хвостовика корпуса клапана, создавая надежное уплотнение. Для очистки атмосферного воздуха в хвостовике корпуса клапана установлен поролоновый фильтр 15.

Корпус клапана постоянно отжимается пружиной 24 в сторону крышки 4. Между собой крышка и корпус усилителя соединяются за счет ввода выступов крышки во впадины корпуса и дальнейшего поворота крышки до завода ее краев под выступы корпуса Разъем крышки и корпуса усилителя уплотняется буртом диафрагмы 23, зажатой между ними.

В корпусе усилителя крепится через резиновый фланец 1 пластмассовый наконечник 29 шланга, в который вмонтирован клапан 30. Он предотвращает попадание горючей смеси в вакуумную полость А усилителя. Когда система расторможена и педаль тормоза находится в исходном положении, толкатель 14 вместе с корпусом 22 клапана и штоком 3 отжаты пружиной 24 в крайнее заднее положение - между головкой клапана 9 и седлом корпуса клапана образуется зазор, так как поршень .5 отжимает клапан от седла. Вакуумная полость через канал В., зазор между седлом и клапаном и далее через канал С сообщается с атмосферной полостью Е. Поэтому при работающем двигателе разрежение из впускной трубы двигателя через клапан 30 передается в полость А и через каналы и зазоры в полость Е.

При нажатии на педаль тормоза толкатель 14 перемещает поршень 5. Вслед за поршнем перемещается под действием пружины 16 клапан 9 до упора в седло корпуса клапана. При перекрытии седла полости А и Е разобщаются. С дальнейшим перемещением поршня 5 между ним и буртиком клапана 9 образуется зазор, через который полость Е соединяется с атмосферой. Наружный воздух поступает в полость Е через фильтр 15, зазор между толкателем и клапаном и далее через канал С. Атмосферный воздух создает давление на диафрагму 23. За счет разности давлений в полостях А и Е, а также силы нажатия на педаль тормоза корпус клапана перемещается вместе со штоком 3, который, в свою очередь, воздействует на поршень главного цилиндра привода тормозов. Сила, воздействующая на корпус клапана, зависит от степени разрежения во впускной трубе и от силы нажатия на тормозную педаль.

Если водитель прекратит дальнейшее нажатие на педаль тормоза, не снимая ноги с педали и оставляя ее нажатой в каком-то среднем положении, то корпус клапана усилителя переместится вперед под действием атмосферного воздуха до выбора зазора между упорной пластиной 20 и канавкой поршня. Так как поршень 5 будет неподвижным, то клапан 9 упрется в него и перекроет зазор, через который поступал атмосферный воздух в полость Е. Поэтому дальнейшее перемещение корпуса клапана прекращается. Через образовавшуюся щель между клапаном и ею седлом избыток воздуха из полости Е через каналы С и В перейдет в полость А и затем во впускную трубу двигателя. Давление в обеих полостях уравняется и серво-действие усилителя прекратится.

При отпускании педали тормоза она под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение и тянет за собой толкатель 14 с поршнем 5. Задний торец поршня прижимается к головке клапана 9, что приводит к прекращению поступления атмосферного воздуха в полость Е. Головка клапана отходит от седла, и происходит сообщение полостей А и Е, т.е. давление в обеих полостях выравнивается. Под действием пружины 24 корпус клапана со штоком 3 вернется в исходное положение.

Снятие и установка. При снятии усилителя необходимо помнить, что главный цилиндр привода тормозов не отсоединяется от гидросистемы во избежание попадания в нее воздуха.

Порядок снятия: Проверка работоспособности вакуумного усилителя.

Нажимают 5-6 раз на педаль тормоза при неработающем двигателе, чтобы создать в полостях А и Е одинаковое давление, близкое к атмосферному. Одновременно по усилению, прикладываемому к педали, определяют, нет ли заеданий корпуса клапана. Остановив педаль тормоза по середине ее хода, запускают двигатель. При исправном вакуумном усилителе педаль тормоза после запуска двигателя должна "уйти вперед". Если это не произойдет, проверяют крепление наконечника 29, состояние и крепление фланца 1, шланга к наконечнику и штуцеру впускной трубы двигателя, так как ослабление креплений или их повреждение резко снижает разрежение в полости А и эффективность работы усилителя.

В случае самопроизвольного торможения автомобиля проверяют при работающем двигателе вакуумный усилитель на герметичность сначала при отпущенной, а затем нажатой неподвижной педали тормоза. "Присасывание" защитного колпачка 12 к хвостовику корпуса клапана и шипение подсасываемого воздуха указывают на недостаточную герметичность усилителя.

Даже при отсутствии "присасывания" защитного колпачка проверяют состояние уплотнителя 18, для чего:

При негерметичности вакуумного усилителя отсоединяют толкатель 14 от педали тормоза, снимают защитный колпачок 12 и закладывают 5 г смазывающего материала ЦИАТИМ 221 между уплотнителем, отбортовкой крышки и корпусом клапана, затем проверяют состояние воздушного фильтра 15. При необходимости заменяют его и устанавливают на место защитный колпачок. Если таким образом не удается устранить подсос воздуха, то вакуумный усилитель заменяют.

В начало страницы