Удаление воздуха из тормозной системы (как прокачать тормоза)
Воздух, попавший в гидропривод тормозов при замене трубопроводов, уплотнительных колец или при негерметичности системы, вызывает увеличение рабочего хода педали тормоза, ее "мягкость" и значительно снижает эффективность действия тормозов. Перед удалением воздуха из тормозной системы убеждаются в герметичности всех узлов привода тормозов и их соединений, проверяют и при необходимости заполняют бачок до нормального уровня жидкостью "Томь" или "Роса". Тщательно очищают от грязи и пыли штуцера для удаления воздуха и снимают с них защитные колпачки.
Сначала удаляют воздух из одного контура, затем из другого, начиная каждый раз с колеса, наиболее удаленного от главного цилиндра. Прокачку гидропривода проводят в следующем порядке:
- снимают передние колеса, надевают на головку штуцера резиновый шланг, а другой конец шланга опускают в прозрачный сосуд, частично заполненный тормозной жидкостью;
- резко нажав на педаль тормоза 3-5 раз с интервалами между нажатиями 2-3 с, отвертывают на 1/2-3/4 оборота штуцер при нажатой педали. Продолжая нажимать на педаль, вытесняют находящуюся в системе жидкость вместе с воздухом через шланг в сосуд;
- когда педаль тормоза достигнет крайнего переднего положения и истечение жидкости через шланг прекратится, завертывают штуцер до отказа. Эти операции повторяют до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков из шланга;
- удерживая педаль в нажатом положении, завертывают штуцер до отказа и снимают шланг, протирают штуцер насухо и надевают защитный колпачок;
- повторяют операции для других колес сначала на втором колесе этого же контура, а затем последовательно на обоих колесах второго контура.
При удалении воздуха поддерживают нормальный уровень жидкости в бачке гидропривода тормозов. После полного удаления воздуха педаль тормоза не должна проходить более 1/2-3/4 своего хода. Чтобы исключить влияние вакуумного усилителя и регулятора давления на прокачку гидропривода тормозов, удаление воздуха проводят при неработающем двигателе и нагруженных задних колесах (не допускается вывешивание задней части автомобиля).
Если жидкость сливалась полностью, то перед удалением воздуха из системы:
- отвертывают на 1,5-2 оборота штуцера на цилиндрах всех колес;
- резко нажимая на педаль тормоза и медленно отпуская ее, завертывают штуцера по мере вытекания из них жидкости. Затем проводят прокачку привода, как указано выше.
Если даже при длительном удалении воздух продолжает выходить из шланга в виде пузырьков, значит он проникает в систему через повреждения в трубопроводах, из-за недостаточной герметичности соединений или вследствие неисправности главного или колесных цилиндров. Если удаляют воздух на автомобиле, тормозная система которого проработала длительный срок, то находящуюся в системе жидкость заменяют.