Электрооборудование ВАЗ

Электрика
Деталировка электрооборудования

 
 

Колонка рулевого


Проверка системы зажигания

Проверка элементов системы зажигания на автомобиле

ВНИМАНИЕ! Если на автомобиле установлена бесконтактно-транзисторная система зажигания, обладающая высокой энергией, не допускается на работающем двигателе отсоединять провода высокого напряжения и проверять цепи зажигания "на искру", так как это может привести к травмам, а также к прогару высоковольтной изоляции и выходу из строя системы зажигания. По той же причине не допускается производить запуск двигателя с помощью искрового зазора между проводом высокого напряжения и центральной клеммой датчика-распределителя зажигания. Кроме того, категорически запрещается выполнять профилактические работы с датчиком-распределителем при включенном зажигании.

При техническом обслуживании автомобиля проверяйте надежность соединений проводов высокого напряжения с датчиком-распределителем зажигания, катушкой и свечами зажигания.

Не допускается отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи при работающем двигателе, так как это может привести к повреждению коммутатора.

Бесконтактный датчик. Работоспособность бесконтактного датчика, расположенного в датчике-распределителе зажигания, можно проверить индикатором, собранном по схеме, приведенной на рис. В индикаторе использованы резисторы типа МЛТ, 1 Вт; конденсаторы С1 типа КЛО и С2 типа К53-14. В качестве индикаторной лампы HL1 взята автомобильная лампа А12, 3 Вт. Вместо транзистора КТ816Б можно применить транзистор типа КТ814Б. Провода индикатора припаиваются к трехклеммной колодке Ш1 такого же типа, какая присоединяется на автомобиле к датчику-распределителю зажигания.

Для проверки бесконтактного датчика подключают индикатор к датчику-распределителю зажигания вместо жгута проводов системы зажигания и проворачивают Коленчатый вал двигателя стартером или специальным ключом за болт на коленчатом валу Если при вращении коленчатого вала лампа HL1 мигает, то бесконтактный датчик исправен.

Исправность бесконтактного датчика можно проверить также по схеме, приведенной на рис. Порядок проверки описан ниже. Этот метод более точен, так как позволяет проверить по вольтметру величину импульсов напряжения, выдаваемых датчиком.

Коммутатор. Работоспособность коммутатора также может быть проверена с помощью лампы типа А12, 3 Вт.

Для проверки необходимо отсоединить от катушки зажигания коричневый провод, идущий от клеммы "1" коммутатора, и подключить наконечник провода к контрольной лампе. Другой вывод лампы подключают к клемме "+Б" катушки зажигания и проворачивают двигатель стартером.

Если при вращении коленчатого вала двигателя лампа мигает, то коммутатор выдает импульсы тока на катушку зажигания.

Описанный метод позволяет только грубо оценить работоспособность коммутатора - выдает он импульсы тока или нет. Параметры импульсов (величину и длительность, форму) проверить этим методом нельзя. А они могут серьезно влиять на работу двигателя, особенно при высокой частоте вращения коленчатого вала. Поэтому более точной является описанная в следующем подразделе проверка коммутатора на стенде с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов.

Катушка зажигания и провода высокого напряжения

Работоспособность этих элементов можно проверить при помощи высоковольтного разрядника. Простейший разрядник состоит из двух заостренных стержней, зазор между которыми можно регулировать. Стержни закрепляют на пластине из электроизоляционного материала (пластмасса или керамика).

Для проверки катушки зажигания отключают центральный провод высокого напряжения от датчика-распределителя зажигания и присоединяют его к электроду разрядника. Второй вывод разрядника подключают к корпусу автомобиля и устанавливают воздушный зазор между электродами разрядника 7-10 мм. Если при вращении двигателя стартером между электродами разрядника наблюдается бесперебойное искрообразование, то катушка зажигания и центральный провод высокого напряжения исправны.

Подключив к датчику-распределителю зажигания центральный провод и присоединяя к разряднику поочередно провода, идущие к свечам зажигания, аналогично проверяют работоспособность этих проводов. В этом случае может наблюдаться нарушение новообразования при подключении всех проводов, в то время как при подключении к разряднику центрального провода искрообразование было нормальным. Причиной этого явления могут быть внутренние разряды в датчике-распределителе зажигания. Возможно, что имеются трещины или прогары в крышке или роторе датчика-распределителя зажигания или загрязнены их поверхности. Убедиться в наличии этого дефекта можно, заменив датчик-распределитель зажигания заведомо исправным.

Проверка элементов системы зажигания на стенде

Распределитель зажигания. Перед установкой распределителя зажигания на стенд проверяют состояние контактов прерывателя, не заедает ли рычажок с подвижным контактом, а также усилие прижатия контактов, которое должно быть 4,9-5,88 Н. Проверяют износ подушечки рычажка прерывателя; в случае износа устанавливают требуемый зазор между контактами прерывателя. Если рычажок заедает на оси или ослабла его пружина, заменяют контактную группу.

Если контакты прерывателя загрязнены, пригорели или подверглись эрозии, то зачищают их надфилем. Применять для этой цели шлифовальную шкурку и другие абразивные материалы нельзя. После зачистки протирают контакты прерывателя замшей, смоченной в бензине. Затем оттягивают рычажок, чтобы испарился бензин, и протирают контакты еще раз сухой замшей. Вместо замши можно применять любой материал, не оставляющий волокон.

Контакты должны соприкасаться всей поверхностью. Если этого не происходит, то, подгибая кронштейн стойки, регулируют положение неподвижного контакта. Нельзя подгибать рычажок с подвижным контактом. Протирают крышку распределителя зажигания от грязи и масла. Слегка приподняв крышку распределителя зажигания, проверяют, находится ли контакт ротора против электрода крышки в момент размыкания контактов прерывателя.

Проверка работы. Устанавливают распределитель зажигания на контрольно-испытательный стенд для проверки электрических приборов и соединяют его с электродвигателем, частота вращения которого регулируется. Выполняют соединения с катушкой зажигания и с аккумуляторной батареей; четыре клеммы крышки соединяют на стенде с искровыми разрядниками, зазор между электродами которых регулируется.

Устанавливают зазор 5 мм между электродами разрядников, включают электродвигатель стенда и вращают валик распределителя зажигания несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин-1. Затем увеличивают зазор между электродами до 10 мм и следят, нет ли внутренних разрядов в распределителе зажигания, которые выявляются по звуку или по ослаблению и перебою искрения на разряднике испытательного стенда.

Во время работы распределитель зажигания не должен производить значительного шума при любой частоте вращения валика.

Снятие характеристики автоматического опережения зажигания. Устанавливают распределитель зажигания на стенд и выполняют электрические соединения в соответствии с инструкцией на стенд. Устанавливают зазор 7 мм между электродами разрядника стенда. Включают электродвигатель стенда и вращают валик распределителя зажигания с частотой 150-200 мин-1. По градуированному диску отсчитывают значение в градусах, в соответствии с которым получается одно из четырех искрений.

Повышая частоту вращения и производя отсчеты при каждом повышении на 200-300 мин-1, определяют число градусов опережения относительно первоначального значения в зависимости от частоты вращения валика распределителя зажигания. Полученную характеристику сопоставляют с характеристикой на рис.

Проверка угла замкнутого состояния контактов. Устанавливают на испытательный стенд распределитель зажигания и снимают с него крышку. Выполняют соединения в соответствии с инструкцией на стенд. Включают электродвигатель стенда и доводят частоту вращения валика распределителя зажигания до 1000 мин-1. По шкале стенда замеряют величину угла замкнутого состояния контактов, которая должна быть (55±3)°. После проверки угла замкнутого состояния контактов проверяют углы между моментами размыкания контактов по цилиндрам относительно первого (асинхронизм), которые не должны отличаться от номинальных более чем на ±1%.

Проверка сопротивления изоляции. Сопротивление изоляции между различными клеммами и корпусом должно быть проверено мегаомметром. Сопротивление между низковольтной клеммой прерывателя и корпусом измеряют при разомкнутых контактах прерывателя. Сопротивление изоляции при 25±5°С должно быть не менее 10 МОм.

Проверка конденсатора. Емкость конденсатора, замеряемая в диапазоне частоты между 50 и 1000 Гц, должна находиться в пределах 0,20-0,25 мкФ.

Снятие характеристики вакуумного регулятора. Устанавливают распределитель зажигания на стенд и выполняют соединения в соответствии с инструкцией на стенд. Включают электродвигатель стенда и вращают валик распределителя зажигания с частотой 1000 мин-1. По градуированному диску устанавливают условный "нуль" по моменту искрения в любом из цилиндров.

Плавно увеличивая разрежение, через каждые 20 мм рт. ст отмечают число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. Полученную характеристику сравнивают с характеристикой на рис. Регулируют характеристику вакуумного регулятора подбором регулировочных шайб между пружиной и пробкой вакуумного регулятора. При снятии характеристики необходимо обращать внимание на четкость возврата в исходное положение подвижной пластины прерывателя после снятия вакуума.

Датчик-распределитель зажигания. Характеристики автоматического опережения зажигания датчика-распределителя такие же, как у распределителя зажигания. Поэтому методика проверки работы и снятия характеристик такая же, как у распределителя зажигания.

Проверка бесконтактного датчика. С выхода датчика снимается напряжение, если в его зазоре находится стальной экран. Если экрана в зазоре нет, то напряжение на его выходе близко к нулю.

Снятый с двигателя датчик-распределитель зажигания можно проверить по схеме а, при напряжении питания 8-14 В. Медленно вращая валик датчика-распределителя, измеряют вольтметром напряжение на выходе датчика. Оно должно резко меняться от минимального (не более 0,4 В) до максимального - не более чем на 3 В меньшего напряжения питания.

На автомобиле датчик можно проверить по схеме, приведенной на б. Между штепсельным разъемом датчика-распределителя зажигания и разъемом пучка проводов подключается переходный разъем с вольтметром. Включив зажигание и медленно поворачивая специальным ключом коленчатый вал, вольтметром проверяют напряжение на выходе датчика. Оно должно быть в указанных выше пределах.

Катушка зажигания. Проверяют сопротивление обмоток и изоляции. Сопротивление первичной обмотки при 25°С должно быть 3,07-3,5 Ом, а вторичной 5400- 9200 Ом. У катушки зажигания 27.3705 для бесконтактно-транзисторной системы зажигания сопротивление первичной обмотки должно быть (0,45±0,05) Ом, а вторичной (5+0,5) кОм. Сопротивление изоляции на корпус должно быть не менее 50 МОм.

Коммутатор. Коммутатор проверяется с помощью осциллографа и генератора прямоугольных импульсов по схеме, приведенной на а. Осциллограф желательно применять двухканальный. Один канал используется для наблюдения за импульсами генератора, а второй - за импульсами коммутатора.

Собирая схему для проверки коммутатора, следите, чтобы провода низкого напряжения не находились в одном жгуте с проводами высокого напряжения. Кроме того, не допускается отсоединять от коммутатора штепсельный разъем при включенном зажигании (при включенном напряжении питания), так как при этом на отдельных элементах схемы коммутатора может возникнуть напряжение до 400 В и коммутатор будет поврежден.

На клеммы "3" и "6" коммутатора подаются прямоугольные импульсы, имитирующие импульсы датчика. Частота импульсов от3,33 до 233 Гц, а скважность (отношение периода к длительности импульса) равна 3. Максимальное напряжение Umax составляет 10 В, а минимальное Umm не более 0,4 В. У исправного коммутатора форма импульсов тока должна соответствовать осциллограмме I( б).

Для коммутатора 3620.3734 при напряжении питания 13,5-13,6 В величина тока (В) должна быть 7,5- 8,5 А. Время накопления тока не нормируется.

Для коммутатора HIM-52 при напряжении питания (13,5±0,2) В величина тока должна быть 8-9 А, а время накопления 810,5 мс при частоте 25 Гц. Для коммутатора ВАТ10.2 при этом же напряжении питания и частоте сила тока составляет 7-8 А, а время накопления 5,5- 7,5 мс.

Если форма импульсов коммутатора искажена, то могут быть перебои с искрообразованием или оно может происходить с запаздыванием. Двигатель будет перегреваться и не развивать номинальной мощности.

Свечи зажигания. Перед испытанием свечи зажигания с нагаром или загрязненные очищают на специальной установке струей песка и продувают сжатым воздухом. Если нагар светло-коричневого цвета, то его можно не удалять, так как он появляется на исправном двигателе и не нарушает работу системы зажигания. После очистки осматривают свечи и регулируют зазор между электродами. Если на изоляторе свечи имеются сколы, трещины или повреждена приварка бокового электрода, то свечу заменяют.

Зазор между электродами свечей зажигания должен быть в пределах 0,5-0,6 мм для обычной системы зажигания и 0,7-0,8 мм - для бесконтактно-транзисторной. Зазор проверяют круглым проволочным щупом. Проверять зазор плоским щупом нельзя, так как при этом не учитывается выемка на боковом электроде, которая образуется при работе свечи. Центральный электрод не подгибают, так как этим можно вызвать поломку керамического изолятора.

Испытание на герметичность. Ввертывают свечу в соответствующее гнездо на стенде и затягивают динамометрическим ключом моментом 3,2-4 кгс м. Затем создают в камере стенда давление 2 МПа. Капают на свечу несколько капель масла или керосина, если герметичность нарушена, то будут выходить пузырьки воздуха обычно между изолятором и металлическим корпусом свечи.

Электрическое испытание. Ввертывают свечу в гнездо на стенде и затягивают указанным выше моментом. Регулируют зазор между электродами разрядника на 12 мм, что соответствует напряжению 18 кВ, а затем насосом создают в камере давление 0,6 МПа. Устанавливают наконечник провода высокого напряжения на свечу и подают на нее импульсы высокого напряжения.

Если в окуляре стенда наблюдается полноценная искра, то свеча считается исправной. При этом допускаются нерегулярные искры на разряднике. Если искрение происходит только между электродами разрядника, то понижают давление в камере и проверяют, при каком давлении наступает искрообразование между электродами свечи. Если оно начинается при давлении ниже 0,4 МПа для свечей с зазором 0,5-0,6 мм или ниже 0,3 МПа для свечей с зазором 0,7-0,8 мм, то эти свечи дефектные.

Если искрообразование отсутствует на свече и на разряднике, то вероятнее всего, что на изоляторе свечи имеются трещины и разряд происходит внутри между корпусом и электродами. Такая свеча считается дефектной.

Выключатель зажигания. Проверяются работа противоугонного устройства и правильность замыкания контактов при различных положениях ключа. Напряжение от аккумуляторной батареи и генератора подводится к контактам "30" и "30/1". Контакты "16" выключателя не используются и на части выключателей могут отсутствовать. Свободный штекер "INT" предназначен для подключения радиоприемника. Запорный стержень противоугонного устройства должен выдвигаться, если ключ установить в положение III (стоянка) и вынуть из замка. Стержень должен вдвигаться после поворота ключа из положения III (стоянка) в положение 0 (выключено).

При установке контактной части в корпус выключателя ее располагают так, чтобы штекеры "15" и "30" находились со стороны запорного стержня, при этом широкий выступ контактной части войдет в широкий паз корпуса выключателя.

Проверка элементов для подавления радиопомех. К этим элементам относятся провода с распределенным по длине сопротивлением (2000±200) Ом/м и помехо-подавительный резистор в роторе распределителя зажигания сопротивлением 5-6 кОм. Исправность этих элементов проверяется омметром.

В бесконтактно-транзисторной системе зажигания устанавливаются провода высокого напряжения типа ПВППВ-40 (синего цвета) с распределенным сопротивлением (2550±270) Ом/м или провода высокого напряжения ПВВП-8 (красного цвета) с сопротивлением (2000±200) Ом/м. Кроме того, в свечах зажигания имеется помехоподавительный резистор 4-10 кОм.

В начало страницы