Выбор б/у автомобиля

Как покупать б/у авто

 
 

Колонка рулевого

Знаки особых предписаний

На что следует обратить внимание при покупке подержанного (б/у) автомобиля


Лично мое мнение, лучше купить новый автомобиль, чем подержанный за те же деньги. Логика проста - с новым автомобилем (даже с какой-нибудь Славутой или Окой) у вас (с большой долей вероятности) будет гораздо меньше проблем в ближайшем обозримом будущем (1-2 года). Мнение правильное, но далеко не бесспорное. Уверен, что людей придерживающихся подобной логики гораздо меньше, чем тех, кто считает предпочтительной покупку подержанного автомобиля. Не будем разубеждать их в этом, ибо это бессмысленно. Поговорим о том как максимально обезопасить себя от дальнейших неприятных сюрпризов при покупке подержанного (б/у) автомобиля.

Проверка ПТС

Первое и, пожалуй, главное - это документы на транспортное средство. Если вы купите "убитый" автомобиль, то за деньги сможете его отремонтировать (в подавляющем большинстве случаев). Если вы купите "проблемный" по документам автомобиль, то очень может быть, что останетесь как без денег, так и без автомобиля.

Поэтому, самым первым делом следует проверить паспорт технического средства (ПТС), из которого мы узнаем год выпуска автомобиля и VIN-код (Vehicle Identification Number). Вин-код - это уникальный код автомобиля, содержащий 17 символов. В коде зашифрована информация о производителе, характеристике ТС, годе его выпуска. Обычно идентификационные номера наносятся на неразъемных составляющих кузова или шасси и специальных номерных табличках, которые еще называют шильдиками.

Если вы "охотитесь" за конкретной маркой автомобиля - обязательно узнайте через Интернет в каких местах на кузове автомобиля должны располагаться выбитые идентификационные номера и шильдики. Частенько бывало так, что с автомобилем вроде бы все в порядке, но вот не находится (находится в другом месте), или поврежден, или подварен номер или шильдик где-нибудь на заднем крыле или в багажнике. Об этом может даже не знать продавец (если он не первый владаелец ТС). А может знать, но скрыть это при продаже. В таком случае, если договор купли-продажи уже оформлен и деньги отданы продавцу, то этот "геморрой" придется разгребать вам. Конечно, можно обратиться к бывшему владельцу авто, но с юридической точки зрения за подобные "бока" несете ответственность уже вы. В лучшем случае вам удастся уладить подобное "недоразумение" затратив массу времени, нервов и денег. В худшем - вы не сможете эксплуатировать автомобиль (либо его вообще могут конфисковать, если докажут что он ворованный), и вам останется разве что продать его на запчасти, тем самым компенсировав хоть какую-то часть потраченных денег.

Сравните VIN-код кузова и всех агрегатов, указанные в ПТС, если есть такая возможность (обычно номер двигателя выбит в труднодоступном месте и прочитать его не просто). Все номера должны быть без повреждений, однозначно и хорошо читаться. Если возникают хоть малейшие сомнения или подозрения что что-то не так (подварка, исправление, нечеткость), то лучше сразу отказаться от покупки данного транспортного средства.

Рекомендую не связываться с дубликатами ПТС, т.к. велика вероятность что такой автомобиль либо кредитный, либо находится в залоге. Конечно, бывают случаи, когда дубликат ПТС выдается взамен утерянного или испорченного оригинала. В этом случае, если дубликат получен "честно" должна стоять надпись: ДУБЛИКАТ ПТС ВЫДАН ВЗАМЕН № ____ ОТ ____ ВЫДАН ____.

Еще один вид мошенничества заключается в получении злоумышленниками дубликата ПТС в замен якобы утраченного. После этого автомобиль продается с полученным дубликатом. Затем автомобиль угоняется, при этом угонщики располагают подлинником ПТС.

Если автомобиль якобы пригнан из США или Канады, то такое ТС рекомендуется проверить по специальным базам Carfax и Autocheck через Интернет. Потратив символическую сумму в несколько долларов вы получите исчерпывающий отчет об истории автомобиля.

Если ПТС не вызывает у вас подозрений, обязательно посмотрите сервисную книжку автомобиля, из которой сразу станет ясно в каком техническом состоянии пребывает ТС. Большой плюс, если автомобиль обслуживался на фирменном сервисе (для отечественных авто вполне нормальным будет наличие записей о проводимых работах, пусть даже в частном гараже). Отсутствие сервисной книжки - это минус.

Также из ПТС можно "выудить" информацию о количестве предыдущих владельцев. В идеале, конечно же, будет покупка подержанного авто от первого владельца. Чем больше было хозяев у автомобиля, тем больше "сюрпризов" может вас поджидать в дальнейшем. Особо вызывает подозрение наличие трех и более хозяев у относительно "молодого" автомобиля (5 лет и менее).

Проверка кузова

Кузовной ремонт самый дорогой, моторный - самый сложный.

Признаком общего плохого состояния автомобиля является коррозия деталей его кузова. Ну это как на приеме у доктора, который сразу оценивает общее состояние по вашему внешнему виду. Следует внимательно осмотреть (желательно простучать, например, рукояткой отвертки) пороги, днище, лонжероны, нижние части крыльев, их кромки, пространство под молдингами и вокруг фар. Небольшие сколы, царапины на передней части автомобиля не должны вызывать у вас беспокойства.

Защитный слой антикоррозионного покрытия должен быть целым, без вспучиваний и отслоений. Свежий слой мастики должен вас насторожить.

Особое внимание следует обратить на геометрию кузова. Хорошо проверить геометрию можно только на специальном стенде. В полевых условиях надо обратить внимание на равномерность всех зазоров между дверьми (капотом, багажником, крыльями) и кузовом. Зазоры везде должны быть ровными и одинаковыми. Обратите внимание как закрываются двери - они должны закрываться с одинаковым звуком и усилием.

Внимательно оцените покраску автомобиля. Новая краска на подержанном автомобиле должна вызвать подозрения. Если окрашено только крыло, может быть оно было помято вследствие незначительного удара (скажем, при заезде в гараж). А вот неравномерный износ колес говорит о неправильной регулировке как минимум, или о нарушении геометрии кузова как максимум. Повреждение только одного амортизатора может быть при сильном ударе в одну сторону автомобиля.

Не следует слепо доверять показаниям спидометра. Косвенно о значительном пробеге говорят потертости на лобовом стекле от щеток стеклоочистителя, продавленные сиденья, изношенные резинки на педалях, ссохшиеся уплотнители дверей и багажника.

Проверка двигателя и трансмиссии

Двигатель должен быть чистым и сухим. Следует с подозрением относиться, если видно, что двигатель мылся перед продажей автомобиля.

Компрессия в цилиндрах бензинового двигателя должна быть не менее 10 кг/см2, дизельного - не менее 18 кг/см2. Разница в компрессии отдельных цилиндров не должна превышать 1 кг/см2.

Выходящие газы из маслозаливной горловины (при снятой крышке) на работающем двигателе говорят о проблемах с маслосъемными или компрессионными кольцами.

Двигатель должен запускаться сразу, работать равномерно и монотонно.

Обратите внимание на прозрачность охлаждающей жидкости двигателя. Ни в коем случае это должна быть не вода! Оцените состояние патрубков системы охлаждения. Они должны быть эластичными, без трещин и следов подтеканий. Во время работы двигателя не должно быть поднимающихся пузырьков воздуха в расширительном бачке.

Осмотрите состояние глушителя, его подвески, наличие утечек отработанных газов.

Проверьте свободный ход педали сцепления, который должен составлять 2-3 см или меньше. Попробуйте включить передачу на работающем двигателе и тронуться с места. Сцепление не должно "вести" (передача должна включаться свободно без посторонних шумов) или "буксовать" (автомобиль должен сразу трогаться с места при отпускании педали сцепления).

Проверьте наличие люфта в полуосях вращая их взад-вперед (допускается небольшой люфт). Обратите внимание на состояние пыльников у переднеприводных автомобилей. Они должны быть целыми. Сделайте на автомобиле разворот влево и вправо с максимально вывернутыми колесами. Хруст при развороте укажет на проблемы со ШРУС.

Проверка ходовой части

Обратите внимание на равномерность износа передних шин. Они должны быть одинаково изношены по отношению друг к другу и по профилю протектора. Неравномерный износ может быть вызван неправильной регулировкой угла развала-схождения, повреждением подвески, нарушением геометрии кузова.

Качните автомобиль сильно нажав на крыло (со всех четырех сторон автомобиля) и резко отпустив его. При нормальных амортизаторах должно быть не более 1-2 качков кузова.

Нажмите педаль тормоза. Если она нажимается легко и утапливается до самого пола - это говорит о наличии воздуха в тормозной системе. Следует внимательно осмотреть всю магистраль на предмет подтеканий.

При ровно стоящих колесах люфт рулевого колеса не должен превышать ширины ладони. Повышенный люфт свидетельствует о проблемах с рулевым механизмом, износе наконечников рулевых тяг.

Шины должны быть одинаковы на всех четырех колесах. Глубина протектора - не менее 4-5 мм.

Проверка в движении

Двигатель автомобиля должен запускаться сразу и работать ровно. Передачи должны включаться четко и легко без посторонних шумов. Если при сбросе газа слышен ноющий звук - износились шестерни коробки передач; если слышен скрежет при включении передач - износились синхронизаторы. Ноющий звук во время движения говорит об изношенном дифференциале или редукторе. Характерный стук при изменении нагрузки свидетельствует об износе крестовин карданного вала. При выжатом сцеплении не должно быть слышно выжимного подшипника.

На ровном участке дороги отпустите руль - автомобиль должен продолжать движение по прямой. Отклонение автомобиля от прямолинейного движения говорит о нарушении развала-схождения, либо нарушении геометрии кузова, а может у вас банально разное давление в шинах.

Обратите внимание на вибрацию рулевого колеса, которая свидетельствует о разбалансировке колес.

Попробуйте резко затормозить на асфальте (не создавая, конечно же, аварийно-опасную ситуацию на дороге) - автомобиль не должно уводить в сторону. На автомобиле с АБС не должно быть блокировки колес. При плавном нажатии на педаль тормоза в салоне не должно быть слышно шума от тормозных колодок, скрежета и ударов.

Итог

Конечно же, найти подержанный автомобиль без вышеозначенных неисправностей - нереальная задача. Надо понимать, с какими неисправностями можно "смириться" (изношенная тормозная система, рулевое управление), устранив их в дальнейшем в процессе эксплуатации, а при каких от покупки авто лучше отказаться (серьезная коррозия кузова, проблемы с двигателем).

Надеюсь, теперь после всего прочитанного, вы поняли, какое это "геморройное" дело - покупка подержанного автомобиля? :) Не скрою, сам не единожды пользовался вторичным авторынком - пока Бог миловал, с документами проблем не было, на серьезный ремонт "не попадал". Но для себя решил точно, что следующий автомобиль будет только из салона!

В заключение советую всем прочесть очень интересный и поучительный рассказ о том, как покупать машину на авторынке или почему на автомобилях, пригнанных из Германии, ездили только бабушки или дедушки.

В начало страницы