Авторемонт

Фото
Это должен знать каждый
Инструменты шофера
Техобслуживание автомобиля
Как работает автомобиль
Электросистема
Топливная система
Дизель
Система охлаждения

 
 

Колонка рулевого

Знаки особых предписаний

Почему машина едет


Итак, двигатель работает. Синхронно с ним работают все системы его "жизнеобеспечения": система охлаждения, топливная система, система смазки, система зажигания. Но что происходит дальше с энергией вращающегося коленчатого вала автомобиля?

Будем рассматривать "классику", т.е., заднеприводной тип автомобиля (в переднеприводных моделях, в общем-то, почти то же самое, за исключением некоторых нюансов).

Почему же двигатель работает, но машина стоит на месте? "Секрет" кроется в сцеплении и коробке передач. Силовой агрегат автомобиля (двигатель в сборе) "заканчивается" маховиком (тем самым, который крутит стартер), который насажен на коленчатый вал двигателя. Естественно, что, когда двигатель работает, то вместе с коленвалом вращается и маховик. А вот дальше начинается самое "интересное". К силовому агрегату со стороны маховика крепится коробка передач автомобиля со сцеплением. Точнее, сначала идет сцепление, а затем коробка передач. Поскольку автомобиль, как правило, заводится на нейтральной передаче, то при работающем двигателе все "рабочие" зубья выведены из зацепления и первичный (ведущий) вал коробки передач вращается "вхолостую", т.е. крутящий момент на колеса автомобиля не передается - поэтому автомобиль стоит на месте.

Для того, чтобы автомобиль тронулся и начал движение, необходимо включить первую передачу. Для этого следует выжать педаль сцепления (при этом сам механизм сцепления выключается, тем самым разъединяя работающий коленвал двигателя и первичный (ведущий) вал коробки передач) и рычагом переключения передач включить первую скорость (при этом шестерни соответствующей скорости войдут в зацепление с первичным (ведущим) валом коробки передач, но, поскольку, сцепление выключено, то крутящий момент двигателя не передается на коробку передач) и плавно отпустить педаль сцепления (для новичков это поначалу довольно трудный момент - научиться плавно трогаться с места). При этом сцепление опять включается, тем самым соединяя коленвал двигателя с первичным (ведущим) валом коробки передач, а, поскольку, первичный (ведущий) вал коробки передач уже находится в зацеплении с шестернями первой передачи, то крутящий момент от двигателя передается на колеса по цепочке:

поршень → коленвал → сцепление → коробка передач → карданный вал → главная передача заднего моста → полуось → колесо

схема передачи крутящего момента двигателя на колеса машины

В результате всего этого сложного процесса автомобиль начинает движение.

В переднеприводном автомобиле отсутствует карданный вал и задний мост, а крутящий момент передается непосредственно с коробки передач на передние колеса автомобиля при помощи полуосей.

В начало страницы