Авторемонт

Фото
Это должен знать каждый
Инструменты шофера
Техобслуживание автомобиля
Как работает автомобиль
Электросистема
Топливная система
Дизель
Система охлаждения

 
 

Колонка рулевого


Электросистема

Система зажигания

Система зажигания автомобиля поджигает в определенном порядке и в определенный момент времени свечи зажигания, которые воспламеняют горючую смесь в цилиндрах двигателя.

Схема системы зажигания

Когда вы устанавливаете ключ в замке зажигания в положение "I" (зажигание) (в "классике" для этого надо провернуть ключ по часовой стрелке на 180°), то замыкаете определенные электрические цепи автомобиля - в частности, в этом положении подается напряжение на высоковольтную катушку зажигания. После положения "I" ключ устанавливается в положение "II" (стартер), в результате чего двигатель запускается, а ключ снова возвращается в положение "I", но уже при работающем двигателе.

ВНИМАНИЕ! Не следует долго держать ключ в положении "I" при выключенном двигателе - иначе вы рискуете вывести из строя высоковольтную катушку зажигания.

После того, как подано напряжение на катушку зажигания, приходит в работу цепь:

катушка → зажигания → распределитель свеча

Как правило, эта цепь разорвана распределителем зажигания. После того, как поршни приходят в движение, начинает вращаться ротор распределителя зажигания, замыкая в "нужные" моменты времени "нужную" цепь:

катушка зажигания → распределитель → свеча "нужного" цилиндра

В результате чего на контактах свечи зажигания происходит электрический разряд, который поджигает горючую смесь в двигателе.

В современных автомобилях используются более усовершенствованные системы зажигания:

Основное преимущество данных систем зажигания в отстутствии механических частей, которые нуждаются в регулировках и чаще выходят из строя.

Катушка зажигания

Катушка зажигания

Катушка зажигания (позиция 3) предназначена для преобразования "бортового" напряжения 12 В, вырабатываемого аккумулятором или генератором, в высокое напряжение (десятки тысяч вольт), необходимое для пробоя зазора между электродами свечи зажигания.

Свеча зажигания

Свеча зажигания

Свеча зажигания создает искру в момент времени, когда горючая смесь находится в стадии максимального сжатия. В результате этого процесса горючая смесь воспламеняется и сгорает с высокой скоростью, толкая поршень.

Надо следить за состоянием электродов свечи, а также за величиной зазора между ними. Неправильно отрегулированная или грязная свеча будет плохо работать, снижая мощность двигателя и повышая расход топлив

а.

Распределитель зажигания

Распределитель зажигания подает в определенные моменты времени высокое напряжение от катушки зажигания к определенной свече зажигания.

Распределитель зажигания

Распределитель зажигания состоит из крышки распределителя, вращающегося ротора, контактов прерывателя и конденсатора.

Крышка распределителя зажигания защищает и изолирует механизм распределителя. Также в крышку распределителя устанавливаются высоковольтные провода, транспортирующие высокое напряжение от катушки зажигания и к свечам цилиндров.

Ротор находится внутри распределителя зажигания и крепится на валу распределителя, который синхронно вращается с коленвалом двигателя, обеспечивая согласованность работы всей системы зажигания. Контакт ротора поочередно касается клемм всех высоковольтных проводов, подавая искру на свечи в нужном порядке (на рисунке изображен распределитель снизу).

Контакты распределителя управляют током в катушке зажигания. В результате в нужный момент и с нужной величиной на свечи подается импульс высокого напряжения. Работает это так: на роторе находится кулачок с четырьмя выступами, каждый из которых относится к одному из цилиндров двигателя. Когда ротор вращается, кулачок касается подвижного контакта и размыкает контакты (контакты прерывателя сделаны таким образом, что один из контактов закреплен неподвижно, а второй может двигаться, тем самым замыкая и размыкая контакты). Каждый раз, когда кулачок "наезжает" на подвижный контакт, контакты размыкаются, образуя небольшой зазор, который должен быть строго определенной величины. Когда контакты разомкнуты, импульс высокого напряжения, наведенный в катушке зажигания, подается на ротор, который направляет его к определенной свече, воспламеняя горючую смесь. После того, как кулачок "съезжает" с контактов, те снова замыкаются.

Зазор между контактами должен быть хорошо отрегулирован, чтобы каждая свеча давала искру в нужное время и нужного напряжения. При завышенном зазоре искра будет проскакивать раньше нужного момента (раннее зажигание), в результате чего возникает повышенная детонация двигателя (а, следовательно, износ). При заниженном зазоре искра будет проскакивать позже нужного момента, в результате чего горючая смесь будет сгорать не полностью, уменьшая мощность двигателя и увеличивая выброс вредных газов в атмосферу. Также недопустимо, чтобы контакты были все время замкнуты или разомкнуты - высокое напряжение попросту не будет подаваться на свечи.

Конденсатор играет очень важную роль в работе прерывателя-распределителя - он предохраняет контакты прерывателя от сгорания. Конденсатор не дает искре проскочить через зазор, когда контакты разомкнуты, и предохраняет их от преждевременного износа. Если конденсатор выйдет из строя - высокое напряжение не будет подаваться на свечи.

В начало страницы