Советы водителю

Опыт вождения авто
Что выбрать?

 
 

Колонка рулевого

Знаки особых предписаний

Механическая или автоматическая коробка передач?


Что такое коробка передач и зачем она нужна? Небольшой, так сказать, ликбез.

Автомобиль движется благодаря системе преобразования энергии, которая находится в сгораемом топливе (бензин, солярка, керосин, спирт...). Автомобильное топливо, сгорая в цилиндрах двигателя, толкает поршень. Благодаря кривошипно-шатунному механизму двигателя возвратно-поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленвала. Далее, вращение передается на колеса автомобиля (через сцепление, коробку передач, дифференциал, полуоси). Нюанс состоит в том, что в разных ситуациях на колеса автомобиля желательно передавать различный крутящий момент. Для наглядности можно взять пример с велосипедом.

У обыкновенного велосипеда звездочка, находящаяся на педалях связана со звездочкой на колесе при помощи цепи. В этом случае мы имеем постоянное передаточное число между приводом (педали - это двигатель) и колесом, которое приводит в движение транспортное средство. Конечно же, все, кто хоть раз ездил на таком велосипеде знают, что в начале движения надо приложить повышенное усилие, чтобы разогнать велосипед. Также повышенное усилие при вращении педалей приходится прилагать при движении в гору (чем круче подъем, тем бОльшее усилие необходимо прилагать). А в случае слишком крутого подъема приходится вообще вставать с велосипеда и вести его в руках, т.к. усилия человеческих мышц недостаточно, чтобы крутить педали.

Совсем другое дело спортивный велосипед, который имеет несколько звездочек различного диаметра (с различным числом зубьев) на приводном колесе (а зачастую и на педалях). Велосипедист имеет возможность в процессе движения менять передаточное число между ведущей и ведомой звездочкой, посредством переключения цепи велосипеда на ту или иную звездочку. Таким образом происходит регулирование прилагаемого усилия во время движения. Двигаясь по прямой или спускаясь с горы, велосипедист выбирает передаточные числа звездочек таким образом, чтобы добиться максимальной скорости (малая звездочка на педалях - большая на колесе). Двигаясь в гору, наоборот, передаточные числа подбираются таким образом, чтобы снизить прилагаемое усилие на педалях (большая звездочка на педалях - малая на колесе). В этом случае велосепидисту приходится более часто крутить педали, при этом велосипед теряет в скорости, но может продолжать движение в гору.

Коробка передач в автомобиле выполняет роль звездочек в велосипеде - благодаря выбору той или иной передачи меняется передаточное число, а значит крутящий момент, передаваемый от двигателя на колеса автомобиля. Благодаря этому обеспечивается комфортное движение в различных дорожных условиях с одной стороны, и оптимальная работа двигателя - с другой.

Изначально, конечно же, были механические коробки передач (которые на данный момент еще по прежнему довольно прочно держат свои позиции в "борьбе" с автоматическими КП). Классическая механика - это четырехступенчатая коробка передач, имеющая четыре передачи вперед и одну назад.

Достоинств у МКПП много:

Недостаток, по большому счету один - это неудобство для водителя во время движения, поскольку тот должен довольно часто (особенно при движении по городу) выбирать вручную нужную передачу, чтобы обеспечить оптимальное движение автомобиля. Справедливости ради надо сказать, что до недавнего времени это было нормальным явлением. Люди изначально учились ездить на "механике", привыкали и нормально ездили и ездят по сей день. НО, пересаживаясь на "автомат", подавляющее большинство уже не хочет возвращаться к "механике" - поскольку АКПП не "заставляет" водителя думать что и когда надо переключать, позволяя тому всецело сконцентрироваться на процессе движения - знай только дави на газ или тормоз в зависимости от дорожной ситуации, а остальную "черновую" работу по согласованию работы двигателя и колес берет на себя АКПП.

Как понятно из вышесказанного, главное достоинство коробки-автомат - это удобство при езде. Что же можно сказать о недостатках (которые с развитием технологий все больше и больше нивелируются или усугубляются):

С развитием техники и технологий появилось много разновидностей АКПП. Остановимся вкратце на наиболее популярных из них:

Итог

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать определенные выводы.

В каких случаях отдают предпочтение механической коробке переключения передач:

В каких случаях отдают предпочтение автоматической коробке переключения передач:

В общем, если у вас есть деньги и вы не собираетесь гонять по бездорожью - конечно же, покупайте автомобиль с АКПП. Однако, в случае покупки подержаного автомобиля с коробкой-автоматом надо "держать ухо востро", т.к. в случае покупки автомобиля с неисправной коробкой ее ремонт обойдется для вас "в копеечку".

В начало страницы