Сигналы регулировщика
Регулировщик дорожного движения - это лицо, наделенное в установленном порядке соответствующими полномочиями по регулированию дорожного движения при помощи сигналов, установленных ПДД, и непосредственно осуществляющее само регулирование.
Регулировщик в обязательном порядке должен быть одет в форменную одежду и (или) иметь отличительный знак и экипировку.
Смотреть ответы с комментариями на вопросы билетов экзамена по ПДД на тему "Сигналы регулировщика".
Кто может быть регулировщиком
Регулировщиками могут быть:
- сотрудники полиции;
- сотрудники ВАИ;
- работники дорожно-эксплуатационных служб;
- дежурные на ж.д. переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
Для многих начинающих водителей сигналы регулировщика кажутся такой себе "азубкой Морзе", освоить которую очень сложно. На самом деле это совсем не так. Все очень просто и предельно понятно. Надо только внимательно разобраться.
Три положения регулировщика
Положение 1 - рука регулировщика поднята вверх. Это самый простой и понятный случай, соответствует желтому сигналу светофора. Движение всех пешеходов и транспортных средств (ТС) запрещено. Исключение составляют те ТС и пешеходы, которые находятся на перекрестке или не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению - они могут закончить свой маневр.
Пример:

Положение 2 - руки регулировщика опущены или вытянуты в стороны:
- Пешеходам:
- со стороны лица и спины регулирощика переходить дорогу запрещено;
- со стороны левой и правой руки переходить дорогу можно.
- Безрельсовым ТС:
- со стороны лица и спины движение запрещено;
- со стороны левой и правой руки движение разрешено прямо и направо.
- Трамваям:
- со стороны лица и спины движение запрещено;
- со стороны левой и правой руки движение разрешено только прямо.
Пример:

Положение 3 - правая рука регулировщика вытянута вперед (левая может быть опущена или вытянута в сторону, таким образом, что между руками регулировщика образуется прямой угол):
- Пешеходам:
- переходить дорогу можно только со стороны спины;
- во всех других направлениях переходить дорогу нельзя.
- Безрельсовым ТС:
- со стороны спины и вытянутой руки движение запрещено;
- со стороны лица разрешен только правый поворот;
- со стороны левой руки разрешено движение в любых направлениях, включая разворот.
- Трамваям:
- со стороны спины и вытянутой руки движение запрещено;
- со стороны лица разрешен только правый поворот;
- со стороны левой руки разрешен только левый поворот.
Пример:

Кроме указанных положений регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, интуитивно понятные участникам дорожного движения. При этом для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным световозвращателем.
Для привлечения внимания участников движения регулировщик может использовать свисток - чаще всего, как предупреждение о смене сигнала, при остановке ТС, указывая на него жестом руки. Также требование остановиться может подаваться при помощи громкоговорителя.
"Народные" средства для запоминания жестов регулировщика
- для трамваев: двигаться можно только из "рукава" в "рукав" регулировщика.
- для ТС (для положения с вытянутой вперед рукой):
- если палка смотрит в рот - только правый поворот;
- если палка смотри влево - ты сегодня королева (можно двигаться в любых направлениях);
- если палка смотрит вправо - ехать не имеешь права;
- грудь и спина - для тебя стена.
Место остановки ТС
При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водитель должен остановиться перед стоп-линией (знак 6.16), в случае ее отсутствия и знака стоп-линия необходимо остановиться:
- на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью, не создавая при этом помехи пешеходам;
- перед ж.д. переездом у знака 2.5 (Движение без остановки запрещено) или перед светофором, в случае их отсутствия - не ближе 5 метров от шлагбаума, при его отсутствии - не ближе 10 метров до ближайшего рельса;
- в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая при этом помех другим ТС и пешеходам;
- останавливаться на пешеходном переходе запрещено.
Примеры:

Приоритеты на перекрестке
- Наивысшим приоритетом являются сигналы регулировщика - их следует выполнять, если они противоречат сигналам светофора, дорожным знакам и дорожной разметке;
- При отсутствии регулировщика наивысшим приоритетом обладают сигналы светофора, если они противоречат дорожным знакам и разметке (исключение составляют временно установленные дорожные знаки);
- Если на перекрестке нет регулировщика, и светофор не работает, водители должны руководствоваться дорожными знаками, установленными на перекрестке.
Пройти онлайн экзамен по данной теме.