Предупреждающие дорожные знаки
Из названия самой категории понятно, что предупреждающие дорожные знаки информируют водителей о приближении к участку дороги, на котором следует быть особо внимательным.
Наиболее опасными участками дороги являются железнодорожные переезды, которые могут быть либо регулируемыми (со шлагбаумом), либо нерегулируемые (без шлагбаума). По этой причине приближение к ж.д. переезду в обязательном порядке сопровождается знаками.
Смотреть ответы с комментариями на вопросы экзамена по ПДД на тему "Предупреждающие знаки".
1.1 "Железнодорожный переезд со шлагбаумом".
1.2 "Железнодорожный переезд без шлагбаума".
1.4.1 - 1.4.6 "Приближение к железнодорожному переезду".
В населенных пунктах знаки 1.1 или 1.2 устанавливаются на расстоянии 50-100 м от ж.д. переезда.
Вне населенных пунктов знаки 1.1 или 1.2 устанавливаются совместно со знаками 1.4.1-1.4.6 и повторяются за 150-300 м до ж.д. переезда (три наклонные полосы обозначают, что до переезда еще далеко; одна наклонная полоса - что переезд уже близко). При этом знаки 1.4.2 и 1.4.5 (две наклонные полосы) устанавливаются самостоятельно между повторяющимися знаками 1.1+1.4.1(1.4.4) и 1.1+1.4.3(1.4.6) либо 1.2+1.4.1(1.4.4.) и 1.2+1.4.3(1.4.6).
Ввиду важности информации о приближении к ж.д. переезду знаки могут устанавливаться по обеим частям дороги.
Пример:

1.3.1 "Однопутная железная дорога".
1.3.2 "Многопутная железная дорога".
Знаки 1.3.1 и 1.3.2 устанавливаются только перед ж.д. переездом без шлагбаума, в месте непосредственной остановки транспортного средства. В месте, где установлен этот знак, водитель обязан остановиться независимо от того, виден поезд или нет. Знаки 1.3.1 и 1.3.2 могут комбинироваться со знаком 2.5 "Движение без остановки запрещено".
ВАЖНО! Место установки знаков 1.5 - 1.33:
- вне населенных пунктов - на расстоянии 150-300 м от начала опасного участка;
- в населенных пунктах - на расстоянии 50-100 м от начала опасного участка.
Если знаки 1.5 - 1.33 устанавливаются на ином расстоянии до начала опасного участка, расстояние указывается на табличке 8.1.1, устанавливаемой вместе с знаком.
1.5 "Пересечение с трамвайной линией". Устанавливается в двух случаях:
- трамвайная линия пересекает дорогу вне перекрестка;
- перед перекрестками (площадями), где трамвайные пути просматриваются менее, чем на 50 м.
Помните, что трамваю во всех случаях при одновременном праве на движение следует уступать дорогу, кроме случая выезда трамвая из депо.
1.6 "Пересечение равнозначных дорог". Данный знак говорит о том, что пересекающиеся дороги равнозначны независимо от их покрытия. На таких перекрестках действует правило "помехи справа" (следует уступать дорогу транспорту, который находится справа от вас), кроме этого, на перекрестках равноправных дорог запрещены обгоны.
1.7 "Пересечение с круговым движением"*. Знак предупреждает, что впереди перекресток с круговым движением. Устанавливается в следующих случаях:
- вне населенных пунктов перед каждым перекрестком со знаком 4.3 "Круговое движение";
- в населенных пунктах перед перекрестками, расстояние видимости которых менее 50 м;
- перед перекрестками, на которых отсутствует стационарное освещение.
1.8 "Светофорное регулирование"*. Увидев данный знак, водитель должен быть готов остановить автомобиль на запрещающий знак светофора. Устанавливается в следующих случаях:
- в населенных пунктах при ограниченной видимости светофора;
- перед первым светофором, который расположен после въезда в населенный пункт;
- вне населенных пунктов перед каждым светофором.
1.9 "Разводной мост"**. Разводной мост или паромная переправа
1.10 "Выезд на набережную"**. Выезд на набережную или берег.
1.11.1, 1.11.2 "Опасный поворот". Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 - направо, 1.11.2 - налево.
1.12.1, 1.12.2 - "Опасные повороты". Участок дороги с опасными поворотами: 1.12.1 - с первым поворотом направо, 1.12.2 - с первым поворотом налево.
Надо помнить, что на участках дорог с ограниченной видимостью запрещены обгоны с выездом на полосу встречного движения. Разворот и движение задним ходом запрещено, если видимость хотя в одном направлении менее 100 м. Также вблизи опасных поворотов запрещены остановка и стоянка на проезжей части (только на обочине). Однако, поскольку знаки 1.11-1.12 вне населенных пунктов располагаются не менее, чем за 150 метров до опасного участка, то в местах расположения данных знаков, вышеописанные маневры разрешены.
1.13 "Крутой спуск".
1.14 "Крутой подъем".
Знаки 1.13, 1.14 также указывают, что на уклонах, при затрудненном встречном разъезде дорогу всегда уступает тот, кто движется на спуск.
1.15 "Скользкая дорога". Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части. Увидев данный знак, водитель должен снизить скорость и избегать резких торможений (ускорений) и маневров рулем.
1.16 "Неровная дорога". Участок дороги, имеющий неровности на проезжей части (волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное). Водитель должен снизить скорость во избежание повышенных нагрузок на ходовую автомобиля.
1.17 "Искусственная неровность"*. Участок дороги с искусственной неровностью (неровностями) для принудительного снижения скорости (так называемый, "лежачий полицейский"). Надо помнить, что если расстояние между следующими друг за другом "лежачими полицейскими" не превышает 100 м, знак устанавливается только перед первым из них.
1.18 "Выброс гравия". Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и тому подобного из-под колес транспортных средств. Водителю рекомендуется увеличить интервал и расстояние до соседних транспортных средств, дабы избежать повреждений стекол и лакокрасочного покрытия.
1.19 "Опасная обочина". Участок дороги, на котором съезд на обочину опасен. Надо понимать, что данный знак не запрещает сам съезд на обочину.
1.20.1 - 1.20.3 "Сужение дороги". Сужение с обеих сторон - 1.20.1, справа - 1.20.2, слева - 1.20.3. Знак размещают перед участками дороги на которых из-за сужения затруднен разъезд встречных и попутных транспортных средств. Если сужение идет со стороны водителя, и ему предстоит перестроение на соседнюю полосу, следует уступить дорогу транспорту, который движется попутно без изменения направления движения. Если предстоит выезда на полосу встречного движения, следует убедиться в отсутствии встречного транспорта.
1.21 "Двустороннее движение". Начало участка дороги (проезжей части) с встречным движением. Данный знак устанавливается в следующих случаях:
- в конце дороги с односторонним движением, в начале двустороннего движения;
- если дорога с разделительной полосой переходит в дорогу с двусторонним движением;
- при ремонте дороги для организации двустороннего движения в тех местах, где до этого транспорт двигался только в одном направлении.
1.22 "Пешеходный переход"*. Пешеходный переход, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2. Помните, что это не сам пешеходный переход, а только приближение к нему.
1.23 "Дети"**. Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей.
1.24 "Пересечение с велосипедной дорожкой"*. Велосипедисты должны помнить, что двигаясь по велосипедной дорожке на нерегулируемых пересечениях с дорогой, они должны уступать дорогу транспорту, который движется по дороге, которую пересекает велосипедист.
1.25 "Дорожные работы"**. При проведении краткосрочных дорожных работ знак может устанавливаться на проезжей части без таблички 8.1.1 за 10-15 м до опасной зоны.
1.26 "Перегон скота". Данный знак не дает погонщикам животных преимущества при пересечении проезжей части.
1.27 "Дикие животные"***.
1.28 "Падение камней"***. Участок дороги, на котором возможны обвалы, оползни, падение камней. Если в результате падения камней произошло сужение участка дороги, водитель, на стороне которого произошло сужение дороги, должен уступить дорогу за исключением случаев разъезда на крутых участках (знаки 1.13, 1.14).
1.29 "Боковой ветер"***. Водитель должен снизить скорость и быть готовым компенсировать сильный порыв ветра поворотом руля.
1.30 "Низколетящие самолеты"***. Размещается обычно вблизи аэродромов.
1.31 "Тоннель". Тоннель, в котором отсутствует искусственное освещение, или тоннель, видимость въездного портала которого ограничена. Водитель должен включить ближний свет фар, а на прицепе габаритные огни.
1.32 "Затор"***. Участок дороги, на котором образовался затор. Данный знак устанавливается на подъездах к перекресткам, на которых можно изменить направление движения и объехать затор.
1.33 "Прочие опасности". Участок дороги, на котором имеются опасности, не предусмотренные другими предупреждающими знаками.
1.34.1, 1.34.2 "Направление поворота". Направление движения на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью. Направление объезда ремонтируемого участка дороги.
1.34.3 "Направление поворота". Направления движения на Т-образном перекрестке или разветвлении дорог. Направления объезда ремонтируемого участка дороги.
Пройти онлайн экзамен по данной теме.
* - знаки 1.7, 1.8, 1.17, 1.22, 1.24 только предупреждают о приближении к опасному участку, при этом сами участки находятся впереди и обозначаются другими знаками за исключением светофорного регулирования.
** - знаки 1.9, 1.10, 1.23, 1.25 вне населенных пунктов повторяются: первый знак устанавливается за 150-300 м до опасного участка, второй - не менее, чем за 50 м; знаки 1.23, 1.25 в населенных пунктах повторяются непосредственно перед опасным участком.
*** - знаки 1.23, 1.27-1.30, 1.32 предупреждают об опасности, которая возникает случайно и внезапно, потому требует особой осторожности.