Снятие и установка головки цилиндров
На автомобиле головку цилиндров снимают в том случае, если для устранения неисправностей не требуется снимать сам двигатель или если необходимо только удалить нагар с поверхности камеры сгорания и клапанов. Последовательность операций при этом следующая.
Сливают охлаждающую жидкость из радиатора и блока цилиндров, снимают воздушный фильтр и закрывают горловину карбюратора технологической заглушкой. Отсоединяют провода от аккумуляторной батареи, свечей зажигания и от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости, отсоединяют трос привода воздушной заслонки от карбюратора.
Ключом 67.7812.9514 (трубчатый торцовый 21 мм) вывертывают свечи зажигания и датчик температуры охлаждающей жидкости, отсоединяют тяги привода дроссельных заслонок от промежуточного рычага на крышке головки цилиндров и снимают крышку.
Устанавливают рычаг переключения передач в нейтральной положение и поворачивают коленчатый вал до совмещения метки на звездочке распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распределительного вала . Эта операция необходима для того, чтобы при установке головки цилиндров на двигатель правильно поставить звездочку распределительного вала.
Отсоединяют шланги от карбюратора, впускной трубы, от выпускного патрубка охлаждающей рубашки головки цилиндров и от трубки подвода жидкости к отопителю. От выпускного коллектора отсоединяют кронштейн крепления трубки отвода жидкости из отопителя, защитный щиток стартера и приемную трубу глушителей.
Выпускной коллектор и впускную трубу с карбюратором лучше оставить на головке Их удобнее снять позже, при разборке головки цилиндров
Далее отпускают колпачковую гайку 1 натяжителя цепи, отжимают монтажной лопаткой шток натяжителя и фиксируют его колпачковой гайкой Снимают звездочку распределительного вала и опускают цепь вниз, не давая ей соскользнуть со звездочки валика привода масляного насоса.
Отворачивают болты крепления головки цилиндров к блоку и снимают головку и прокладку, находящуюся между головкой и блоком цилиндров.
Устанавливают головку цилиндров на блок в последовательности, обратной снятию. Перед установкой проверяют, чтобы находились на месте центрирующие втулки на блоке цилиндров в гнездах под болты 7 и 10.
Болты крепления головки цилиндров затягивают в последовательности, указанной на рис., в два приема: сначала затягивают болты 1-10 моментом 33.3- 41,16 Нм, а затем подтягивают их моментом 95,94-118,38 Нм. После этого затягивают болт 11 моментом 30,67-39,1 Нм.
При установке звездочки распределительного вала необходимо обращать внимание на совпадение установочных меток и натягивать цепь, как указано в разд. "Регулировка двигателя".
При установке крышки головки цилиндров с прокладкой гайки крепления крышки затягивают моментом не более 7,85 Нм, чтобы не вызвать разрыв про кладки по крепежным отверстиям и коробление крышки Каждый раз при разборке двигателя прокладку крышки рекомендуется заменять новой.
После установки головки цилиндров проверяют и регулируют зазор между рычагами и кулачками распре делительного вала, привод воздушной и дроссельных заслонок карбюратора, момент зажигания.