Устройство и работа рулевого управления
Рулевой механизм. Включает в себя червячный редуктор, расположенный в картере 13 , рулевое колесо 16, вал 14 рулевого управления и детали его крепления. В ступице рулевого колеса имеется отверстие со сдвоенной впадиной, а на валу 14 - сдвоенный шлиц, за счет чего рулевое колесо крепится на валу гайкой в одном положении. Вал рулевого управления своим наконечником соединяется с валом червяка шлицами и стяжным болтом. Верхняя часть вала опирается на пластмассовую втулку, установленную в трубе 17 верхней опоры вала. Эта труба вставляется в кронштейн 18 и закрепляется в нем хомутом, который стягивается болтом. К фланцу трубы верхней опоры вала крепится переключатель указателей поворота и света фар.
Кронштейн 18 вала рулевого управления крепится к кузову четырьмя болтами. Кронштейн и верхняя часть вала закрыты пластмассовыми кожухами 15. Картер рулевого механизма крепится к левому лонжерону 19 кузова с внутренней стороны отсека двигателя тремя болтами. Между картером и лонжероном устанавливаются регулировочные шайбы, подбором которых добиваются соосности вала червяка и вала рулевого управления. В картере 7 расположены червяк 6, входящий в зацепление с двухгребневым роликом 12 вала 11 сошки. Передаточное число червячной пары 16,4. Червяк напрессован на вал и вращается в верхнем 14 и нижнем 15 шариковых подшипниках, причем внутренними обоймами подшипников являются торцовые поверхности червяка, на которых выполнены беговые дорожки для шариков подшипников. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором прокладок 16 между картером и крышкой 17. Эти прокладки поставляются в запасные части двух размеров: толщиной 0,1 и 0,15 мм.
Вал сошки вращается в двух втулках, запрессованных в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала, на игольчатом подшипнике вращается ролик 12, а на нижнем конце вала с коническими шлицами надевается сошка 8. В шлицевом отверстии сошки имеются две сдвоенные впадины, а на валу - два сдвоенных выступа, поэтому сошку устанавливают на вал только в одном определенном положении. Положение вала сошки, обеспечивающее правильное зацепление ролика с червяком, регулируется винтом 2. Осевой зазор между головкой винта и пазом вала устраняется подбором регулировочных пластин 1, которые поставляются в запасные части одиннадцати размеров толщиной от 1,95 до 2,20 мм. В картер рулевого механизма заливается масло ТАд-17и по уровень имеющегося в крышке 5 заливного отверстия, закрываемого пробкой 4.
Рулевой привод. Включает в себя три тяги - среднюю 3 и две крайние 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном 10 на лонжероне 11 и поворотные рычаги 9 цапф 7 и 21. Средняя тяга цельная, имеет по концам шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой. Каждая крайняя тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между собой регулировочной муфтой 5. Муфты фиксируются на тягах стяжными хомутами 20. Вращением муфты 5 изменяется длина боковых тяг при регулировке схождения колес. Наконечники крайних тяг шаровыми шарнирами присоединяются к рычагам 9 поворотных цапф, к маятниковому рычагу 4 и к рулевой сошке 2. Поворотные цапфы вращаются в нижнем 6 и верхнем 8 шарнирах передней подвески.
Шаровые шарниры тяг имеют стальной палец 1, сферическая головка которого находится в коническом пластмассовом вкладыше 4. Пружина 5 поджимает вкладыш к корпусу 3 и создает необходимый натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником тяги. Шаровые шарниры при сборке заполняются смазывающим материалом ШРБ-4 и герметизируются с одной стороны заглушкой 6, завальцованной в наконечнике тяги, а с другой - резиновым защитным колпачком 2. Пополнения или замены смазочного материала при эксплуатации автомобиля не требуется. Кронштейн 10 маятникового рычага крепится двумя болтами к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого механизма. В кронштейне 2 установлены две пластмассовые втулки 8, в которых вращается ось 9. При установке в кронштейн закладывается смазочный материал Литол-24, пополнения или замены которого в эксплуатации не требуется.