Антикоррозионная защита кузова
Кузов автомобиля имеет значительное количество замкнутых (скрытых) полостей, щелей, в которых создаются благоприятные условия для возникновения и развития коррозии, так как они плохо проветриваются и в них скапливается влага. Коррозии подвержены также днище кузова, нижние части дверей, стоек, соединения деталей, в том числе места точечной сварки. Часто и сварные швы не имеют достаточной герметизации и являются очагами ускоренной коррозии.
В процессе эксплуатации автомобиля требуется проверка состояния противокоррозионного покрытия и в случае необходимости дополнительная защита, особенно скрытых полостей, нанесением специальных противокоррозионных составов, а в соединении деталей - нанесением уплотнительных мастик. Для введения противокоррозионных составов в скрытые полости заводом-изготовителем предусматриваются технологические отверстия или проемы, через которые можно пропускать наконечники пистолетов. После введения состава отверстия закрывают резиновыми заглушками. Особое внимание при эксплуатации следует обращать на целостность защитного покрытия на днище кузова, которое подвержено более интенсивным воздействиям, а следовательно, и коррозии.
Для противокоррозионной обработки используются различные составы:
- защитный смазочный материал НГМ-МЛ применяется для обработки скрытых полостей. Этим материалом обработаны скрытые полости новых автомобилей. Вязкость материала должна быть по вискозиметру ВЗ-4 45 с, для разбавления используется уайт-спирит, время сушки при температуре 20°С 15 мин;
- автоконсерванты порогов "Мовиль" и "Мовиль-2" используются для обработки скрытых полостей в процессе эксплуатации. Допускается нанесение автоконсерванта на поверхности, ранее покрытые маслами, а также на ржавые поверхности. Рекомендуется полости обрабатывать через каждые 2 года. Рабочая вязкость материала должна быть 15-40 с, разбавляется уайт-спиритом или бензином, время сушки при температуре 20°С 20-30 мин;
- защитное пленочное покрытие НГ-21Б используется для покрытия узлов и частей автомобиля под кузовом на период транспортировки. Рабочая вязкость должна быть 18-22 с, разбавляется уайт-спиритом или бензином, время сушки при 20°С 20 мин;
- Мастика противошумная битумная БПМ-1 используется для защиты от коррозии днища кузова в процессе эксплуатации автомобиля. Мастика наносится толщиной 1 - 1,5 мм. Она хорошо снижает шум, но обладает недостаточными противокоррозионными свойствами и не может длительное время противостоять растворам солей, абразивам и другим веществам. Мастику можно разбавлять ксилолом или сольвентом, время сушки при температуре 18-20°С 24 ч или при температуре 100-110°С 30 мин;
- пластизоль Д-4А применяется для герметизации сварных швов и стыков деталей на внешних и внутренних поверхностях кузова. Швы и стыки вновь замененных деталей промазывают пластизолем перед окрасочными работами. Материал высокой вязкости, время сушки при температуре 130"С 30 мин;
- невысыхающая мастика 51-Г-7 используется для герметизации сочленений кузова, угловых стыков и зазоров.
Противокоррозионные составы должны быть нанесены равномерно и не содержать пор. Для их нанесения в скрытые полости кузова используют пистолет КРУ-1 со специальным упругим трубчатым пластмассовым удлинителем. Удлинитель одним концом подсоединяется к пневмопистолету с помощью накидной гайки, а на другом конце имеет распыливающую форсунку, которая создает факел распыла. За счет своей упругости удпинитель обеспечивает проникновение распыляющей форсунки в труднодоступные места кузова.
Противокоррозионный состав наносится на поверхности способами воздушного или безвоздушного распыления. При воздушном распылении требуется сжатый воздух под давлением 0,3-0,4 МПа, который подается в пистолет-краскораспылитель с бачком и далее в распыливающую форсунку. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением до 16 МПа, которое позволяет распыливать материалы высокой вязкости.
Подготовка и противокоррозионная обработка скрытых полостей. Ввиду необходимости наличия сложного технологического оборудования для выполнения работ и требования высококачественного проведения работ рекомендуется обработку выполнять на станциях технического обслуживания автомобилей. Порядок выполнения операций для защиты от коррозии скрытых полостей следующий:
- устанавливают автомобиль на подъемник, снимают детали и обивку, препятствующие доступу в скрытые полости;
- промывают водой температурой 40-50°С через технологические и дренажные отверстия скрытые полости, показанные на рис., низ кузова и арки задних колес. Промывать скрытые полости необходимо до тех пор, пока из отверстий не будет вытекать чистая вода. При этом опускные стекла дверей должны быть подняты;
- удаляют попавшую в салон и багажник влагу, продувают сжатым воздухом все скрытые полости и места нанесения противокоррозионных составов;
- перегоняют автомобиль в камеру для нанесения противокоррозионного состава и ставят на подъемник. Наносят распылением противокоррозионный состав в скрытые полости;
- опускают автомобиль с подъемника, очищают от загрязнений лицевые поверхности кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите.
Восстановление противокоррозионного и противошумного покрытия днища кузова и арок колес. В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова подвергается воздействию песка, соли, гравия, влаги, в результате чего мастика и грунт покрытия повреждаются и истираются. Оголенный металл подвергается коррозии.
На автозаводе на нижнюю поверхность основания кузова, арки колес и лонжероны для шумоизоляции и защиты от коррозии и абразивного износа нанесена мастика БПМ-1. Перед восстановлением покрытия устанавливают автомобиль на подъемник, тщательно осматривают низ кузова и выявляют дефекты покрытия. Очищают низ кузова от грязи, удаляют ржавчину шпателем, шкуркой или преобразователем ржавчины согласно инструкции по его применению. Обдувают низ кузова сжатым воздухом. Затем устанавливают автомобиль на подъемник в камеру для нанесения мастики и снимают колеса. Закрывают барабаны и диски тормозов защитными кожухами, изолируют плотной бумагой и клейкой лентой карданную передачу, глушители, тросы и другие места, не подлежащие обработке мастикой. Ветошью, смоченной в уайт-спирите, обезжиривают зачищенные до металла места, наносят на них распылителем или кистью грунт ГФ-073 и дают подсохнуть 5- 10 мин. Затем наносят распылением или вручную (кистью или шпателем) мастику БПМ-1 на дефектные места слоем 1 - 1,5 мм. В холодное время года мастику перед употреблением выдерживают в теплом помещении до повышения температуры не ниже 20°С. В случае загустения мастику разбавляют ксилолом, добавляя его не более 3% по объему.
Лакокрасочные покрытия на лицевых поверхностях при загрязнении мастикой очищают ветошью, смоченной в уайт-спирите. Сушат мастику при температуре 18-20°С не менее 24 ч. Для ускорения сушки выдерживают покрытие при 100-110°С в течение 30 мин.