Аккумулятор
Устройство
На автомобиле установлена батарея 6СТ-55П, которая состоит из шести последовательно соединенных элементов напряжением по 2 В. Каждый элемент размещен в отдельном отсеке и состоит из положительных и отрицательных пластин, разделенных сепараторами. Корпус и крышка батареи изготовлены из полипропилена.
Крышка приварена к корпусу и образует вместе с ним неразборный моноблок.
Техническая характеристика батареи
Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25°С в начале разряда, А.ч - 55
Сила тока разряда при 20-часовом режиме разряда, А - 2,75
Сила тока разряда при стартерном режиме разряда и температуре электролита минус 18°С, А - 255
Приведение сухозаряженной батареи в рабочее состояние
В запасные части батареи поступают без электролита в сухозаряженном исполнении. Чтобы привести такую батарею в рабочее состояние, отвертывают пробки и снимают с них уплотнения или срезают вентиляционные выступы. Затем небольшой струей через воронку заливают в батарею электролит плотностью (приведенной к 25°С) 1,28 г/см3 дня районов с умеренным климатом или 1,23 г/см3 для тропиков. Операции приведения батареи в рабочее состояние должны выполняться при температуре окружающей среды (25±10)°С.
Выдерживают батарею 20 мин, чтобы пластины и сепараторы пропитались электролитом. Затем проверяют напряжение батареи без нагрузки. Если напряжение не менее 12,5 В, то она готова для работы. При напряжении меньше 12,5 В, но больше 10,5 В батарея должна быть подзаряжена до напряжения, указанного заводом-изготовителем. При 10,5 В, аккумуляторная батарея бракуется.
Заряжать батарею после заливки электролита следует обязательно, если она хранилась более 12 мес с даты выпуска или если первоначальная эксплуатация батареи будет происходить в тяжелых условиях: в холодную погоду, с частыми пусками двигателя и т.д.
В результате пропитки сепараторов и пластин уровень электролита в батарее неизбежно понизится. Поэтому, прежде чем устанавливать батарею на автомобиль, доводят уровень до нормы, доливая электролит той же плотности, что и в начале заливки.
Техническое обслуживание
Проверка уровня электролита. Уровень электролита должен быть на 5-10 мм выше верхней кромки сепараторов и не подниматься выше нижнего края заливной горловины. При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита доливают только дистиллированную воду. Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливают электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, то электролит отбирают резиновой грушей с эбонитовым наконечником.
Проверка степени разряженности батареи. Для определения степени разряженности измеряют автомобильным денсиметром плотность электролита и сравнивают ее с данными табл.
Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, то ее снимают с автомобиля и подзаряжают.
Плотность электролита зависит от температуры. С изменением последней на каждые 15°С плотность изменяется приблизительно на 0,01 г/см3. Поэтому если температура электролита отличается от 25°С, то к показаниям денсиметра прибавляют или отнимают температурную поправку:
Температура электролита (°С) Поправка (г/см3) -40...26 -0,04 -25...-11 -0,03 -10...+4 -0,02 +5...+19 -0,01 +20...+30 0,00 +31...+45 +0,01
Чтобы не получить ошибочных результатов, плотность электролита не замеряют в следующих случаях.
- если его уровень не соответствует норме;
- когда электролит слишком горячий или холодный. Оптимальная температура электролита при измерении плотности 15-25°С;
- сразу после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит перемещается Если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов;
- после нескольких включений стартера. Следует выждать, пока установится равномерная плотность электролита в элементе батареи;
- при "кипящем" электролите. Следует переждать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку денсиметра, поднимутся на поверхность.
Если плотность электролита слишком низкая (менее 1,22 г/см3) и одновременно наблюдается сильный нагрев батареи в эксплуатации (более чем на 10°С выше температуры окружающей среды) или если плотность электролита в различных элементах батареи отличается более чем на 0,2 г/см3, то подзаряжают батарею током 2-3 А в течение 24 ч. Если после подзарядки напряжение батареи будет меньше 12 В, то она непригодна к эксплуатации.
Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,3 г/см3 и выше), то доводят ее до нормы, как указано ниже.
Зарядка аккумуляторной батареи. Снятую с автомобиля батарею аккуратно очищают, особенно ее верхнюю часть, проверяют уровень электролита и доводят его до нормы. Батарея заряжается силой тока 5,5 А при вывернутых пробках в течение нескольких часов.
Зарядка прекращается, когда начнется обильное выделение газа во всех отсеках батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних трех замеров (проводимых через 1 ч) будут оставаться постоянными.
Плотность электролита заряженной батареи при 25°С должна соответствовать данным табл.
Климатический район (средняя месячная температура воздуха в январе (°С) | Время года | Полностью заряженная батарея | Батарея разряжена на 25% | Батарея разряжена на 50% |
Очень холодный (от -50 до -30) | Зима | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Очень холодный (от -50 до -30) | Лето | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Холодный (от -30 до -15) | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Умеренный (от -15 до -8) | Круглый год | 1,28 | 1,24 | 1,20 |
Теплый влажный (от 0 до +4) | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Жаркий сухой (от -15 до +4) | Круглый год | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
При зарядке батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее повышения выше 40°С. Если температура достигнет 40°С, то следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать зарядку и охладить батарею до 27°С.
В конце зарядки плотность электролита иногда отличается от нормы, и тогда ее доводят до рекомендуемой величины. Если плотность электролита больше нормы, то отсасывают часть электролита из элемента, доливают взамен дистиллированную воду, выжидают, пока электролит перемешается, и снова замеряют плотность.
Если плотность электролита низкая, то после его отбора из элемента доливают электролит плотностью 1,40 г/см3.
После корректировки плотности электролита продолжают зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключают батарею и через 30 мин замеряют его уровень во всех элементах. Если уровень электролита окажется ниже нормы, то доливают электролит с плотностью, соответствующей данному климатическому району (см. табл.). Если уровень электролита выше нормы, отбирают его избыток резиновой грушей.