Системы безопасности автомобиля в будущем
Ежегодно на дорогах страны гибнут десятки тысяч людей. Это связано со многими факторами. Пытаясь снизить смертность на дорогах, производители современных автомобилей внедряют системы активной и пассивной безопасности, которые, увы, пока далеки от совершенства, и в некоторых случаях не приносят ожидаемой пользы, а то и вовсе наносят вред.
Первый независимый краш-тест автомобиля был проведен в 1979 году специалистами американского Национального управления безопасностью движения на трассах (NHTSA). Краш-тесты Euro NCAP, которые сейчас (2014 год) являются по сути европейским стандартом автомобильной безопасности, начались проводиться спустя 18 лет. Многие специалисты считают, что автомобильная промышленность стоит на пороге новой эры - эры создания систем безопасности принципиально нового уровня, которые будут не столько уберегать от повреждений во время аварии, сколько предупреждать и предотвращать потенциальное ДТП.
До 1995 года во время краш-теста автомобиль разбивался о бетонное препятствие при скорости 50 км/ч со 100%-м перекрытием. Начиная с 1995 года, когда начал действовать новый промышленный стандарт сертификации транспортных средств, во время краш-тестов автомобиль стали разбивать о брусок гофрированного алюминия с перекрытием 40% при скорости 56 км/ч, - такая ситуация была гораздо более реалистичной когда сталкивались два автомобиля. На краш-тестах Euro NCAP автомобиль стали разгонять еще сильнее — до 64 км/ч.
Большинство автопроизводителей достаточно быстро «подстроилось» под новый стандарт безопасности, и в последнее время выпускаются исключительно «пятизвездочные» автомобили.
Однако, не стоит забывать, что полученные «пять звезд» соответствуют конкретным, искусственным требованиям. Но, ведь ситуация на дороге зачастую сильно отличается от «стандартных» условий испытания безопасности. Например, во время испытания за рулем испытуемого автомобиля находится манекен мужчины. Но ведь за рулем может находиться и женщина, антропометрия которой иногда достаточно сильно отличается от мужской. Да и мужчины бывают разными — очень маленькими или очень большими. Поэтому, настройки безопасности автомобиля, рассчитанные под среднего автолюбителя, могут не работать, если за рулем находится «нестандартный» водитель. Например, при сильном столкновении, ремень безопасности позволяет щуплому водителю достать до руля или вообще выскользнуть из под ремня безопасности. Говорят, что в ближайшем будущем Euro NCAP введет новый стандарт, согласно которому за руль будут сажать уже другого манекена.
Другой проблемой является «разношерстность» транспортных средств. Нет единой унификации, поэтому, автомобили сталкиваются разными частями — в выигрыше остается тот, у кого бампер крепче. Специалисты полагают, что должны быть разработаны некие международные унифицированные правила, согласно которым будут строиться автомобили. Введение новых технических требований изменит ситуацию при ДТП — автомобили будут «встречаться» определенными частями кузова, которые будут спроектированы таким образом, чтобы максимально погасить силу удара.
Некоторые автопроизводители уже начали работы в этом направлении. Но, пока что они идут только «внутри» определенной марки автомобилей.
Будущие же системы безопасности должны будут предугадывать потенциально опасное развитие дорожной ситуации и принимать соответствующие меры по недопущению аварийно опасных ситуаций. Уже сейчас на некоторых автомобилях внедрены системы автоматического торможения. Такая система предотвращает столкновения при скорости до 15 км/ч. Подобные системы будущего будут работать на скоростях до 60 км/ч, избегая столкновения не только со статически стоящим автомобилем, но и с динамическими препятствиями, например, с внезапно появившимся на дороге пешеходом. Новые системы смогут не только останавливать автомобиль, но даже объезжать препятствие, при этом не мешая другим участникам дорожного движения.
А что уж говорить о парковках. Будущие системы автопаркования будут самостоятельно искать подходящее место и без участия водителя аккуратно припарковываться — хоть параллельно, хоть диагонально, хоть перпендикулярно. А водителю останется лишь включить нейтральную передачу и наблюдать, как автомобиль заезжает на выбранное место. А может просто встать и уйти, поручив процесс паркования автоматике, дав команду через смартфон.
Надо сказать, что автомобиль будущего будет не совсем «автомобиль». Человек существо ленивое, а большинство гениальных изобретений делались как раз по причине лени. Ходить далеко не надо — стиральная машина-автомат, посудомоечная машина, пылесос и т. д. Вот и машины будущего будут заботливо не только перевозить своих хозяев, но также и следить за состоянием здоровья водителя, вовремя предупреждая ДТП, вдруг, если водителю стало плохо.
Например, «Форд» уже ведет разработки в этом направлении. Кресло, напичканное датчиками, контролирует сердечную деятельность и даже концентрацию сахара в крови водителя. В случае, если, не дай Бог, случается сердечный приступ, диабетическая кома, гипертонический криз или другая нештатная ситуация, связанная с резким ухудшением здоровья водителя, бортовая электроника выдерживает движение по своему ряду, включив аварийку и снизив скорость, а при необходимости, аккуратно припарковывается на обочине без участия водителя. Мало того, «автомедсестра» сообщит об ухудшении состояния здоровья водителя его лечащему врачу. Таким образом, можно даже в больницу не ходить — достаточно сесть за руль автомобиля, и ваш доктор будет знать о вас практически все.
Ну, а самая «модная автофишка» - это создание специальных автомобильных социальных сетей. Да, да, автомобили будут общаться между собой, а не их водители. Бортовая электроника через соцсеть будет получать необходимую информацию от других участников движения, вовремя принимая нужные действия и корректируя при необходимости маршрут своего движения.
Будущая система уже получила свое кодовое название - V2V и должна «увидеть свет» в 2019 году в Северной Америке. В Европе пока еще не приступали к разработке необходимой законодательной базы, но ведущие европейские автопроизводители уже работают над созданием автомобильной социальной сети Car2X, которая должна будет объединить автомобили маркок Audi, BMW, Citroen, Ford, Honda, Mercedec-Benz, Opel, Peugeot, Renault, Volkswagen, Volvo. При этом будущая технология будет не только предупреждать, но и анализировать полученную информацию, и при необходимости менять скорость или направление движения задолго до потенциально опасного участка.
Но, японцы пошли еще дальше — специалисты концерна «Тойота» планирует внедрить полноценный автомобильный автопилот, который сможет безопасно управлять автомобилем вообще без участия человека. Возникает вопрос — а нужны ли кому-то будут такие автомобили?