Автоликбез


 
 

АВТО 2013

Знаки особых предписаний

Почему перегревается двигатель автомобиля


Как известно, самый дорогой ремонт автомобиля — кузовной, а самый сложный — ремонт двигателя. Действительно, современный двигатель является сложным агрегатом, и без капитального ремонта при соответствующей эксплуатации, может работать достаточно долго. Некоторые автопроизводители дают «миллионную» гарантию на свои двигатели — это значит, что двигатель автомобиля без капитального ремонта «пройдет» 1 миллион километров.

В общем-то ничего сложного и сверхъестественного в том, чтобы нормально эксплуатировать двигатель, нет. Для этого необходимо заправлять автомобиль качественным топливом, вовремя менять моторное масло и использовать только то масло, которое предусмотрено производителем, а также в процессе эксплуатации периодически следить за уровнем масла и охлаждающей жидкости, ну и не забывать о смене различных фильтров: воздушного, топливного, масляного. Большинство из этих операций производятся на СТО во время сервисного обслуживания.

Наиболее часто встречающейся опасностью повреждения двигателя в процессе эксплуатации автомобиля является перегрев двигателя. Разберемся в его причинах.

Наверняка многие видели такую картину — на обочине стоит машина с открытым капотом из под которого валят клубы пара. Это говорит о том, что двигатель «закипел», т. е. допустимая максимальная температура двигателя превысила норму в результате чего охлаждающая жидкость начала кипеть с образованием пара, давление в системе охлаждения стало расти, и перегретый пар стал вырываться наружу. В таких случаях водителю не остается ничего другого, как заглушить двигатель и принять меры по его охлаждению.

Двигатель сконструирован таким образом, что охлаждающая жидкость при его нормальной работе, достигает своей рабочей температуры, которая у разных автомобилей разная, и колеблется в районе 100 градусов Цельсия, и работает в допустимом диапазоне.

Изначально, после того, как «холодный» двигатель запущен, охлаждающая жидкость циркулирует по малому кругу, минуя радиатор. Это необходимо для того, чтобы автомобиль как можно быстрее прогрелся, поскольку работа деталей двигателя при температурах ниже рабочих довольно быстро изнашивает их. После того, как температура охлаждающей жидкости достигает определенного значения, открывается термостат, и жидкость начинает циркулировать по большому кругу, охлаждаясь через радиатор. Если радиатор не в состоянии достаточно эффективно охлаждать тосол или антифриз, то в работу подключается вентилятор, который усиливает обдувающий воздушный поток, увеличивая эффективность охлаждения радиатором.

В принципе, перечисленных выше механизмов охлаждения двигателя хватает в подавляющем большинстве случаев, если все составляющие работают нормально. Поэтому, «закипание двигателя» свидетельствует о выходе из строя какого-то компонента системы охлаждения. Водитель о нештатной ситуации будет проинформирован стрелкой температуры охлаждающей жидкости, которая уйдет в красную зону. Если такое произошло, а двигатель еще не «закипел», следует прекратить движение и разобраться в причинах. К сожалению, некоторые современные автомобили не комплектуются датчиком температуры охлаждающей жидкости. Честно говоря, такое решение конструкторов абсолютно непонятное и трудно найти ему логическое пояснение.

Недостаточный уровень охлаждающей жидкости

Это, пожалуй, наиболее часто встречающаяся причина перегрева двигателя автомобиля. По «правилам» перед каждым выездом из гаража водитель должен открыть капот и проверить уровни всех технических жидкостей: масла, тормозной и охлаждающей жидкости. Но, положа руку на сердце, многие из нас делают это каждый раз, выгоняя машину из гаража? Уверен — единицы. Поэтому, не стоит удивляться, что в один прекрасный момент вы «закипите» где-нибудь на перекрестке в городе, а открыв капот с удивлением обнаружите, что в расширительном бачке или в радиаторе нет тосола или антифриза, ну, или воды, если вы вообще ни во что не ставите свой автомобиль.

Причина утечки охлаждающей жидкости одна — это нарушение целостности системы охлаждения двигателя. В принципе, об этом вы уже должны были быть «проинформированы» пятнами на полу гаража. Охлаждающая жидкость чаще всего просачивается из под неплотно затянутых хомутов на патрубках. Устраняется эта проблема простым их подтягиванием. Хуже, если железный хомут прорезал резиновый патрубок — в этом случае придется его менять. Еще хуже, если начал течь радиатор, в этом случае самое разумное — сменить его на новый. Конечно, можно попробовать, если течь небольшая, засыпать какое-нибудь средство, которое забьет эту течь, но это плохой вариант.

Самое плохое, если охлаждающая жидкость стала уходить внутрь двигателя через трещину в прокладке, а еще хуже — в блоке цилиндров. При этом никаких подтеков извне не будет. О внутренней течи охлаждающей жидкости вам скажет повышенный уровень масла в двигателе и его цвет, который будет похож на цвет «кофе с молоком».

В этом случае, как говорится, вы «попали». Придется разбирать двигатель и искать причину. Хорошо, если просто прогорела прокладка между головкой и блоком цилиндров. Проблему решит ее замена. Гораздо хуже, если образовалась трещина в самом блоке, который является номерной деталью, и его замена связана с настоящим «геммороем», поскольку придется переделывать документы на автомобиль. Правда как вариант можно попробовать заварить трещину, но это далеко не всегда возможно.

Не работает вентилятор радиатора

На старых автомобилях вентилятор радиатора приводился в движение через ремень от двигателя и находился, если не изменяет память, непосредственно на оси помпы. Таким образом, после запуска двигателя вентилятор начинал свое вращение дополнительно охлаждая радиатор вне зависимости от того, надо это было делать или нет. Такая схема включения была проста, надежна, но крайне не эффективна, поскольку качество охлаждения вентилятором напрямую зависело от числа оборотов двигателя. Если двигатель перегревался у таких автомобилей, значит в первую очередь следовало проверить силу натяжения ремня привода вентилятора, и при необходимости подтянуть его или заменить.

Во всех современных автомобилях на радиаторах стоят электрические вентиляторы, которые включаются только тогда, когда температура охлаждающей жидкости начинает выходить за верхний допустимый предел. Не срабатывание вентилятора может произойти по нескольким причинам.

Первое — могла выйти из строя обмотка двигателя вентилятора, проще говоря, вентилятор «сгорел». В этом случае следует заменить вентилятор на новый и найти причину сгорания обмотки.

Второе — мог выйти из строя предохранитель, отвечающий за электрическую цепь, обслуживающую вентилятор двигателя. В этом случае следует заменить предохранитель, и в случае его повторного выхода из строя, следует искать причину короткого замыкания в цепи.

Третье — мог выйти из строя датчик температуры который следит за температурой охлаждающей жидкости. В этом случае придется заменить датчик.

Четвертое - если машина старая, то могли окислиться контакты на клеммах, которые подсоединяются к вентилятору. В этом случае их следует хорошо зачистить.

Выход из строя термостата

Термостат является, в общем-то, довольно простой деталью. Внутри термостата стоит специальный клапан, поджатый пружиной. Внутри клапана находится материал, который при нагревании сильно увеличивается в объеме. Раньше широко применялся церезин. Когда температура охлаждающей жидкости низкая, то церезин находится в твердом состоянии, занимая небольшой объем — тосол или антифриз циркулирует по малому кругу. Когда температура охлаждающей жидкости превышает некий порог, церезин переходит в жидкое состояние, увеличивается в объеме, и отжимает пружину, открывая путь для тосола или антифриза по большому кругу через радиатор.

Сломаться термостат может в трех положениях: полностью закрытом, полностью открытом и частично открытом. В первом случае двигатель достаточно быстро «закипит» после запуска. Определить, что термостат не работает очень просто — достаточно дотронуться рукой до радиатора — он будет совершенно холодный. В этом случае выход только один — заменить термостат.

Забиты соты радиатора

Такой вариант тоже не следует сбрасывать со счетов, особенно, если автомобилю уже несколько лет, и при этом радиатор ни разу не очищался. Все дело в том, что эффективность охлаждения радиатором зависит от площади охлаждения, которая достигается за счет мелких сот. Если эти соты забиты грязью, мошками и прочими «прелестями» эксплуатации, то эффективная площадь охлаждения может быть недостаточной и положение не спасет даже вентилятор. В таком случае следует очистить радиатор от грязи. Сделать это можно струей сжатого воздуха или сильным напором воды.

Пожалуй мы перечислили все наиболее часто встречающиеся причины перегрева двигателя автомобиля. Их, в общем-то, немного, но о них в обязательном порядке следует знать и вовремя устранять, тогда ваш двигатель будет работать долго и надежно.

В начало страницы