Бензиновый или дизельный двигатель. Что выбрать?
Что лучше бензиновый или дизельный двигатель - данный вопрос сродни спору что было раньше яйцо или курица?
Следует сказать, что современные технологии сильно изменили облик двигателей за последние пару десятков лет. Оба типа двигателей, как бы, "сблизились" друг с другом, постоянно развивая свои "сильные" стороны и устраняя "слабые". Тем не менее, определенные различия, конечно же, остались, хотя они уже и не так ярко выражены, как 20 лет назад.
Вкратце напомним принципиальные различия, заключающиеся в процессе воспламенения горючей смеси, подаваемой в двигатели (речь идет о четырехтактных двигателях внутреннего сгорания):
- Бензиновый двигатель - воспламенение горючей смеси происходит в результате образования искры на свече зажигания, которая формируется в определенный нужный момент. Поэтому, автомобили с бензиновым двигателем имеют довольно сложную систему зажигания, которая должна быть правильно настроена и отрегулирована. Старые автомобили имели относительно примитивную топливную систему с карбюратором, которая была неэкономичной, но дешевой. Современные автомобили уже не используют карбюратор. На смену ему пришла система непосредственного впрыска, при которой горючая смесь готовится непосредственно в цилиндре двигателя при помощи впрыска топливовоздушной смеси форсункой. Такая система значительно повысила как экономичность двигателя, так и его стоимость.
- Дизельный двигатель - воспламенение горючей смеси происходит в результате создания высокого давления в цилиндре двигателя. Степень сжатия в дизеле находится на уровне 18:1 (бензиновый - 10..12:1). В результате высокого давления происходит нагрев воздуха до 700-800°C, что вполне достаточно для воспламенения горючей смеси, которая впрыскивается форсункой под высоким давлением (1500-2000 бар). В результате, в дизельном двигателе отсутствует сложная система зажигания, что дает массу преимуществ в сравнении с его бензиновым аналогом.
Дизель имеет более высокий КПД по отношению к бензиновому двигателю (30-40% против 20-30%), а КПД турбированного дизеля может достигать 50%! Отсюда вытекают главные достоинства и недостатки дизеля: его экономичность и дороговизна. Поскольку КПД высокий - турбированный дизель объемом 1,6 литра потребляет менее 5 литров топлива на 100 км в загородном цикле. Но, высокий КПД подразумевает повышенные нагрузки на детали и узлы двигателя, поэтому дизельный двигатель изготавливается из высокопрочных материалов и имеет бОльший вес по сравнению с бензиновым двигателем. Наиболее ответственной и дорогостоящей деталью дизеля является топливный насос высокого давления (ТНВД, иногда его еще называют плунжерным насосом).
Разберем достоинства и недостатки бензинового и дизельного двигателя в отдельных компонентах работы:
Пуск двигателя
- Бензиновый двигатель - запускается стартером, который проворачивая коленвал, задействует все системы - и как только проскакивает первая искра в одном из цилиндров (теоретически, а часто и практически) происходит пуск двигателя, и он начинает свою работу. Для надежного пуска бензинового двигателя его система зажигания должна находиться в идеальном порядке. В случае отказа одной из свечей зажигания резко снижается мощность двигателя, он начинает "троить", повышается расход топлива.
- Дизельный двигатель - запускается также стартером. Однако, как уже было сказано ранее, воспламенение горючей смеси в дизеле происходит благодаря высокому давлению, которое в момент пуска должен обеспечить стартер. Поэтому, пуск двигателя происходит более "тяжело". Требуется АКБ бОльшей мощности. Если компрессионные кольца на поршнях сильно изношены или "залегли", то дизель вообще может не запуститься по причине низкой компрессии (бензиновый двигатель с низкой компрессией будет работать, хотя сильно потеряет в мощности). Другой неприятный момент при пуске дизеля - это относительно высокая температура замерзания солярки (даже арктические разновидности дизтоплива начинают крисстализоваться при температуре порядка -30°C). Поэтому, при низких температурах солярка имеет тенденцию к парафинизации (наверняка многие видели как по утрам водители КАМАЗов снуют вокруг своих авто с паяльными лампами или факелами, отогревая топливопроводы).
Работа двигателя
- Бензиновый двигатель - обладает малой тягой на низких оборотах, это следует иметь ввиду при трогании с места, контролируя положение дроссельной заслонки (при недостаточном ее открытии двигатель попросту заглохнет). С ростом оборотов бензиновый двигатель увеличивает свою мощность, обеспечивая удобство при рваном темпе езды в городском цикле.
- Дизельный двигатель - обладает высоким крутящим моментом "на низах", что обеспечивает беспроблемное трогнаие с места даже при полной загрузке. Однако, у дизеля относительно узкий рабочий диапазон в котором тяговитые свойства мотора являются высокими (1000-4000 оборотов/минуту). Поэтому, водителю приходится постоянно следить (выбирая нужную передачу), чтобы обороты двигателя не выходили за эти пределы.
Вибрация и шум
Старые дизеля сразу было хорошо слышно по их характерному "стуку". Однако, дизельные моторы последних лет лишены этой особенности. Зачастую при закрытом капоте практически невозможно по звуку работы двигателя определить дизельный это мотор или бензиновый.
Безопасность
Пары солярки и выхлоп дизеля менее токсичны паров бензина и выхлопа бензинового мотора. Солярка не является настолько летучим сосединением, как бензин, не испаряется с такой легкостью, как бензин, поэтому, гораздо менее подвержена воспламенению.
Ремонтопригодность
В дизельном двигателе самой дорогостоящей системой является топливная, особенно топливный насос высокого давления, детали которого изготавливаются с высокой точностью, а внутренние детали смазываются соляркой. Поэтому, работа дизеля при отсутствии топлива в ТНВД неизбежно приведет к его поломке. Также ТНВД весьма чувствтителен к качеству солярки. Превышение содержание серы с 0,2% до 0,5% сокращает ресурс дизеля на 25%! Допустимый уровень содержания серы в импортной солярке не превышает 0,1%.
Однако, современные бензиновые двигатели, также являются сложными техническими конструкциями, и практически сравнялись по стоимости обслуживания с дизелями, но по прежнему выигрывают у них по периодичности техобслуживания (обычно пробег между ТО у современных дизелей составляет 10000 км, против 15000 км у бензиновых).
Итоги
Преимущества дизеля:
|
Преимущества бензинового двигателя:
|
Чему же, все-таки, отдать предпочтение? Автомобилю с бензиновой силовой установкой или с дизельной? Сугубо мое личное мнение следующее:
- Автомобиль с дизельным двигателем целесообразно покупать, если:
- планируемый годовой пробег автомобиля не менее 30-35 000 км (чем больше, тем более выгодно);
- есть надежные точки заправки качественной соляркой (особенно в зимнее время года);
- вам предстоят частые дальние поездки.
- Автомобиль с бензиновым двигателем целесообразно покупать, если:
- у вас ограничен бюджет на покупку автомобиля (дизельная версия аналогичной комплектации, как правило, стоит на 2-5 000 долларов дороже);
- основную часть времени за рулем вы будете проводить в городских пробках;
- вам предстоят частые поездки в зимнее время на короткие расстояния;
- у вас нет гаража и автомобиль "ночует" под открытым небом.