Бензин или природный газ. Чем заправлять автомобиль?
В связи с дороговизной бензина и солярки в последнее десятилетие начали активно внедряться в жизнь альтернативные источники энергии, которыми можно заправлять автомобиль. Безусловно, наиболее реальным конкурентом светлым нефтепродуктам на данном этапе является природный газ (метан или пропан-бутан).
Основным препятствием на пути внедрения природного газа в качестве автомобильного топлива, конечно же, было отсутствие достаточного количества газовых автозаправок. Но в последние 5-6 лет в этом вопросе произошли значительные сдвиги, и можно с уверенностью сказать, что, например, Украину сейчас можно проехать с запада на восток или с юга на север без единой капли бензина, заправляясь только на АГЗС.
Преимущества природного газа, используемого в качестве автомобильного топлива:
- дешевизна (практически в два раза);
- экологичность - в выхлопах газового двигателя отсутствует сернистый газ, соединения свинца, также углеводородный выброс газового двигателя менее опасен (метан наиболее устойчив к окислению из всех предельных углеводородов; чего не скажешь об этиле и этилене, которые выбрасывает бензиновый двигатель);
- среднее октановое число газа - 105 (чего и не снилось бензину);
- газ работает на более "бедных" смесях - изменением состава смеси можно регулировать мощность двигателя (газ как топливо "послушнее" бензина);
- "газовые" двигатели имеют более высокий ресурс, т.к. при сгорании газа образуется меньше твердых частиц и золы, которые вызывают повышенный износ поршней и цилиндров двигателя;
- масляная пленка значительно дольше держится на металлических поверхностях двигателя, поскольку ее не смывает жидкое топливо, газ не вызывает коррозию металла - интервал замены масла и свечей увеличивается в 1,5 раза.
Недостатки природного газа в качестве автомобильного топлива:
- одним из главных недостатков на современном этапе является установка ГБО (газо-баллонного оборудования) - если с материальными затратами еще можно как-то смириться (в дальнейшем они все-таки окупятся), то вот с уменьшением пространства багажного отделения, куда устанавливается баллон для закачки газа, - ничего не поделать (остается надеяться, что через несколько лет будут выпускаться автомобили уже с установленным ГБО, в которых емкость для закачки газа будет прятаться где-то рядом с бензобаком);
- снижается разгонная динамика автомобиля и максимальная скорость;
- существует возможность "обратного хлопка" (системы ГБО четвертого поколения защищены от обратного хлопка) - когда вспышка в цилиндре происходит в тот момент, когда открыт впускной клапан - при работе на газе незакрытый вовремя клапан приведет к взрыву (можно лишиться не только корпуса воздушного фильтра, но и части коллектора);
- относительно малый запас хода между заправками - 200..250 км;
- потребление газа возрастает на 10-15% относительно потребления бензина (однако этот минус с лихвой нивелируется дешевизной газа).
В каких случаях оправдано применение ГБО:
- при высоком среднегодовом пробеге автомобиля;
- когда не критична потеря разгонной мощности и максимальной скорости автомобиля;
- владелец автомобиля "не пожадничает" половины-трети объема своего багажника под газовый баллон;
- владельцу автомобиля будет "не лень" более часто посещать АГЗС (через каждые 200-250 км пробега).
Из вышесказанного сразу понятно, почему многие таксисты устанавливают ГБО:) Стоит ли это делать "рядовому" автолюбителю - дело личное.
