Определение техсостояния и ремонт системы смазки двигателя ВАЗ
Масляный насос. Все детали разобранного насоса тщательно промывают в керосине или бензине и продувают сжатым воздухом. При наличии трещин в корпусе и крышке насоса их заменяют новыми. Набором щупов проверяют зазоры между зубьями шестерен, а также между наружными и внутренними диаметрами шестерен и стенками корпуса насоса, которые должны быть соответственно 0,15 мм и 0,11-0,18 мм. Предельно допустимый зазор 0,25 мм. При зазорах, превышающих предельно допустимые величины, заменяют шестерни, а при необходимости - и корпус масляного насоса.
Линейкой и щупом проверяют зазор между торцами шестерен и плоскостью корпуса, который должен быть равен 0,06-0,16 мм (предельно допустимый 0,2 мм). Если зазор больше 0,2 мм, шестерни насоса заменяют.
Замеряют диаметры и определяют зазор между осью и ведомой шестерней, который должен быть равен 0,017-0,057 мм (предельно допустимый 0,1 мм), а также между валиком насоса и отверстием в корпусе, который должен быть 0,016-0,055 мм (предельно допустимый 0,1 мм). При необходимости изношенные детали заменяют новыми. Допустимые износы: оси ведомой шестерни до диаметра 11,90 мм, отверстия под ось ведомой шестерни до диаметра 11,98 мм, отверстия в корпусе под валик насоса до диаметра 12,05 мм.
Поверхности редукционного клапана и крышки не должны иметь загрязнений и отложений, забоин и заусенцев, которые могли бы привести к заеданию клапана. Проверяют длину и упругость пружины редукционного клапана. Длина пружины в свободном состоянии должна быть 38 мм, а под нагрузкой 62,29±1,9 Н № 20 мм. При уменьшении длины или упругости пружину клапана заменяют новой.
Привод масляного насоса. Проверяют овальность втулок валика привода вспомогательных агрегатов, их запрессовку в гнездах, а также совпадение смазочного отверстия в передней втулке с каналом в блоке цилиндров. Проворачивание втулок в блоке цилиндров не допускается.
Измеряют диаметры втулок и валика и определяют зазоры между ними. Если зазоры больше 0,15 мм, а также если имеются повреждения поверхности, втулки заменяют новыми. Для замены втулок используется оправка А.60333/1/2. После запрессовки втулок их обрабатывают развертками до размеров, указанных в таблице. Для обеспечения полной соосности втулок обрабатывают сразу обе втулки разверткой А.90353.
Оправка А.60333/1/2: 1 - оправка для запрессовки внутренней втулки; 2-фиксатор; 3-наконечник для запрессовки наружной втулки
Валик привода вспомогательных агрегатов не должен иметь повреждений опорных шеек, а шестерня валика - визуально заметного износа и выкрошивания зубьев. Валик бракуют и при износе опорных шеек: передней до диаметра 48,01 мм, задней до диаметра 21,94 мм.
Не допускается ослабление запрессовки, овальности втулки шестерни привода масляного насоса и распределителя зажигания. Внутренняя поверхность втулки должна быть без задиров. Для запрессовки и выпрессовки используют оправку A.60326/R. После запрессовки втулки развертывают до диаметра 16,016- 16,037 мм.
Замена масла в системе смазки. Масло заменяют на прогретом двигателе. Вывертывают сливную пробку картера двигателя, сливают масло в приготовленную емкость и выжидают не менее 10 мин, пока оно не сольется полностью. Завертывают пробку и, не снимая масляного фильтра, заливают промывочное масло до отметки "MIN" (2,9 л) на указателе уровня масла. Запускают двигатель и дают ему поработать на этом масле 10 мин при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Сливают полностью промывочное масло, снимают с помощью приспособления А.60312 старый масляный фильтр. Ставят новый фильтр (завертывают только от руки) и заливают 3,75 л масла, соответствующего сезону.
В качестве промывочных масел используют одно из моющих масел ВНИИНП-ФД, МСП-1, МПТ-2М.