Сборка редуктора
Сборка дифференциала. Устанавливают шестерни полуосей с опорными шайбами и сателлиты. Повертывают сателлиты и шестерни полуосей так, чтобы совместить ось вращения сателлитов с осью вращения в коробке, затем вставляют ось сателлитов. Проверяют осевой люфт каждой шестерни полуоси; он должен быть не более 0,10 мм, а момент сопротивления вращению шестерен дифференциала не должен превышать 14,7 Нм. При увеличенном зазоре, являющемся признаком чрезмерного износа шестерен, заменяют опорные шайбы шестерен полуосей другими - большей толщины. Если этой заменой указанный зазор не удается получить, то шестерни заменяют новыми. Устанавливают ведомую шестерню и оправкой А.70152 напрессовывают на коробку дифференциала внутренние кольца подшипников.
Установка и регулировка ведущей шестерни. Закрепив картер редуктора на стенде, запрессовывают в гнезда картера наружные кольца переднего и заднего подшипников ведущей шестерни, пользуясь для этого оправками А.70185 для переднего подшипника и А.70171 для заднего.
На оправку А.70184, имитирующую ведущую шестерню, насаживают внутреннее кольцо заднего подшипника и вставляют ее в горловину картера редуктора. Затем устанавливают внутреннее кольцо переднего подшипника, фланец ведущей шестерни и, проворачивая оправку для правильной установки подшипников, затягивают гайку (момент затяжки 8-10 Н м).
Закрепляют приспособление 2 (А.95690) на торце оправки 1 и настраивают индикатор, имеющий деление 0,01 мм, на ноль, установив его ножку на тот же торец оправки А.70184. Затем передвигают индикатор так, чтобы его ножка встала на посадочную поверхность подшипника коробки дифференциала. Поворачивая налево и направо оправку с индикатором, устанавливают ее в такое положение, при котором стрелка индикатора отметит минимальное значение а1, и записывают его. Повторяют эту операцию на посадочной поверхности второго подшипника и определяют значение a2.
После этого определяют толщину регулировочного кольца ведущей шестерни, которая является алгебраической разностью величин а и b:
S= а - b,
где а = (a1 + а2)/2 - среднее арифметическое расстояние от торцов оправки до шеек подшипников дифференциала; b - отклонение ведущей шестерни от номинального положения, мм.
Величину отклонения маркируют на ведущей шестерне в сотых долях миллиметра со знаком плюс или минус. При определении толщины регулировочного кольца учитывают знак величины b и единицу ее измерения.
Пример. Допустим, что величина а, установленная с помощью индикатора, равна 2,91 мм (она всегда положительна), а на ведущей шестерне после порядкового номера стоит число -14. Чтобы получить величину b в миллиметрах, следует умножить указанное число на 0,01 мм, т.е. b = -14 o 0,01 = -0,14 мм.
Определяем толщину регулировочного кольца для ведущей шестерни, мм:
S = а - b = 2,91 - (-0,14) = 2,91 + 0,14 = 3,05.
В данном случае необходимо ставить регулировочное кольцо толщиной 3,05 мм. Надевают его на ведущую шестерню и напрессовывают оправкой А.70152 внутреннее кольцо заднего подшипника, снятое с оправки А.70184. Надевают распорную втулку. При ремонте редуктора устанавливают новую распорную втулку, если были заменены картер редуктора, шестерни главной передачи или подшипники ведущей шестерни. Если указанные детали остались прежними, то распорную втулку используют повторно.
Наконец, вставляют ведущую шестерню в картер редуктора и устанавливают на нее внутреннее кольцо переднего подшипника, маслоотражатель, сальник, фланец ведущей шестерни и шайбу. Навертывают на конец ведущей шестерни гайку и, застопорив фланец ведущей шестерни, затягивают ее (момент затяжки 120- 260 Н м).
Затягивание подшипников ведущей шестерни. Для ограничения осевых смещений ведущей шестерни под рабочими нагрузками очень важно создать в ее подшипниках предварительный натяг в заданных пределах. Натяг контролируют динамометром 02.7812.9501, позволяющим замерить момент сопротивления проворачивания шестерни. Этим моментом определяется степень затягивания подшипников. Он должен быть 157- 198 Н-см для новых подшипников и 39,2-58,6 Н см для подшипников после пробега 30 км и более. Гайку фланца затягивают моментом 117-254 Н м, периодически проверяя момент сопротивления подшипников проворачиванию ведущей шестерни.
Для проверки момента сопротивления надевают динамометр 1 на переходную втулку 2 и рукояткой делают несколько оборотов по ходу часовой стрелки. Во время проворачивания ведущей шестерни подвижной указатель динамометра не должен переходить за ограничитель и должен показывать не менее 157 Н-см. Если момент сопротивления проворачивания меньше 157 Н-см (39,2 Н-см для подшипников после пробега 30 км), то подтягивают гайку фланца ведущей шестерни (не превышая заданный момент затягивания) и проверяют вновь момент сопротивления проворачиванию ведущей шестерни. Если момент сопротивления проворачиванию оказался более 198 Н-см (58,8 Н-см для приработанных подшипников), это укажет на завышенный предварительный натяг подшипников. В этом случае заменяют распорную втулку, поскольку она от чрезмерной нагрузки деформировалась до размера, не позволяющего правильно провести регулировку. После замены распорной втулки повторяют сборку с соответствующими регулировками и проверками.
Установка коробки дифференциала. Устанавливают в картер редуктора предварительно собранную коробку вместе с наружными кольцами подшипников, две регулировочные гайки 1, чтобы они соприкасались с кольцами подшипников, и крышки подшипников. Затем затягивают болты крепления.
Предварительный натяг подшипников коробки дифференциала и регулировку бокового зазора в зацеплении шестерен главной передачи выполняют одновременно при помощи приспособления A.95688/R и ключа 12 (А.55085). Для этого на картере редуктора закрепляют приспособление винтами 11 и 3, ввернув их в отверстия под болты крепления стопорных пластин регулировочных гаек. По направляющей приспособления смещают кронштейн 4 индикатора до соприкосновения рычага 2 с наружной боковой поверхностью крышки и затягивают винт 5. Ослабляют винты 7 и 9 и устанавливают кронштейн 10 так, чтобы ножка индикатора 8 упиралась на боковую поверхность зуба ведомой шестерни у его края, затем затягивают винты.
Поворачивая регулировочные гайки, предварительно регулируют боковой зазор между зубьями шестерен в пределах 0,08-0,13 мм по индикатору 8 при покачивании ведомой шестерни 13. При этом подшипники не должны иметь предварительного натяга. Регулировочные гайки должны находиться только в соприкосновении с подшипниками, в противном случае нарушается правильность измерения предварительного натяга.
Последовательно и равномерно затягивают две регулировочные гайки 1 и 2 подшипников. При этом крышки подшипников дифференциала расходятся и увеличивается расстояние А. Это расхождение отмечает индикатор 6, на ножку которого действует рычаг 2. Гайки для регулировки подшипников коробки дифференциала затягивают до увеличения расстояния А на 0,14-0,18 мм.
Установив точный предварительный натяг подшипников коробки дифференциала, окончательно проверяют боковой зазор в зацеплении шестерен главной передачи, который не должен измениться. Если зазор в зацеплении шестерен больше 0,13 мм, то приближают ведомую шестерню к ведущей, если зазор меньше 0,08 мм - отодвигают. Чтобы сохранить установленный предварительный натяг подшипников, ведомую шестерню перемещают, подтягивая одну из регулировочных гаек подшипников и ослабляя другую на тот же самый угол.
Для точного выполнения операции необходимо следить за индикатором 6, который показывает величину ранее установленного предварительного натяга подшипников. После затягивания одной из гаек показание индикатора изменится, так как увеличивается расстояние А и предварительный натяг подшипников. Поэтому другую гайку ослабляют до тех пор, пока стрелка индикатора не вернется в первоначальное положение. После перемещения ведомой шестерни по индикатору проверяют величину бокового зазора. Если зазор не соответствует норме, повторяют регулировку.
После регулировки снимают приспособление A.95688/R, устанавливают стопорные пластины и закрепляют их болтами с пружинными шайбами. В запасные части поставляются стопорные пластины двух типов: с одной и двумя лапками. Пластины устанавливают в зависимости от положения прорези гайки.
Проверка контакта рабочей поверхности зубьев шестерен. Для проверки качества зацепления шестерен:
- устанавливают отрегулированный редуктор на стенд и смазывают рабочие поверхности зубьев ведомой шестерни тонким слоем свинцовой окиси;
- пускают стенд и его рычагами притормаживают вращение полуосей, чтобы под нагрузкой на поверхностях зубьев ведомой шестерни остались следы контакта с зубьями ведущей шестерни;
- изменяют направление вращения и, притормаживая, получают следы контакта на другой стороне зубьев ведомой шестерни, что соответствует движению автомобиля назад.
Зацепление считается нормальным, если на обеих сторонах зубьев ведомой шестерни пятно контакта будет равномерно расположено ближе к узкому торцу зуба, занимая 2/3 его длины и не выходя на вершину и основание зуба.
Для регулировки правильного положения ведущей шестерни с заменой кольца узел разбирают. При сборке повторяют все операции по предварительному натягу подшипников ведущей шестерни, проверке момента сопротивления проворачиванию, предварительному натягу подшипников коробки дифференциала и регулировке бокового зазора шестерен главной передачи.